Экспертиза промышленной безопасности – как провести в 2025 году

Автор статьи:  Константин – ведущий эксперт по промышленной безопасности и специалист неразрушающего контроля 1 уровня. Он имеет аттестацию в Ростехнадзоре по категориям Э12, Э14.4, Э7 ТУ/ЗС/КЛ/ТП. В свободное время пишет статьи для нашего сайта. 

Elementor Single Post #1810

Константин Дроздов

   Время чтения 22 минуты

Определение экспертизы промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности (для сокращения используется аббревиатура “ЭПБ” или “экспертиза промбезопасности”) — это комплексная проверка соответствия объектов, технических устройств, проектной документации и других элементов опасного производственного объекта (ОПО) установленным требованиям промышленной безопасности.

Основная цель ЭПБ — удостовериться в том, что оборудование/здание/ капитальное сооружение или проектная документация – безопасна и соответствует установленным законодательным требованиям. Требования же эти установлены многочисленными ФНП (Федеральными Нормами и Правилами, ГОСТ, Техническими Регламентами Таможенного Союза и тд).

В самой услуге экспертизы есть большая хитрость. Ее фактически придумал Ростехнадзор, чтобы возложить на сторонние организации бремя проверки и ответственности за состояние оборудования на опасных производственных объектах. В стране около 300 тысяч опасных производственных объектов, чье оборудование/здания/сооружения/проектная документация должны с периодичностью проходить независимое обследование. 

Для этого государством была придумана процедура экспертизы промышленной безопасности, которая позволяет с помощью независимой организации оценить состояние промышленного объекта и вовремя прекратить его работу, если объект не соответствует нормам и правилам промышленной безопасности.

Также государственные ведомства хитро сняли с себя ответственность. Теперь если произойдет авария или инцидент из-за износа оборудования виновата будет либо эксплуатирующая организация, либо экспертная, которая провела экспертизу объекта и вовремя не выписало отрицательное заключение. В общем немного отвлеклись, о заключении экспертизы, требованиям к экспертной организации мы еще поговорим. 

Закон об экспертизе промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности проводится на основании статьи 13 – Федерального Закона ” О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Согласно Статье 13:

Экспертизе промышленной безопасности подлежат: (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта. (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

Ниже мы разберем каждый вид экспертизы промышленной безопасности.

Виды экспертиз промышленной безопасности

Экспертизе промышленной безопасности подлежат все элементы опасного производственного объекта (технические устройства, капитальные здания и сооружения, проектная документация).

Здесь важно понимать, если ваш объект относится к категории опасных производственных объектов (а именно относится к признакам опасности, которые установлены ФЗ-116 в Приложении 1 и 2), то все его составляющие (оборудования, устройства, здания) – подлежат периодической экспертизе.

Если же – деятельность предприятия НЕ попадает под фундаментальный 116 Федеральный Закон, то экспертиза не проводится.

Вот небольшой пример для понимания:

ООО “Клюква” эксплуатирует площадку воздухосборников, где используется оборудование под давлением свыше 0,07 МПа. Согласно Приложению 1 к 116 Федеральному Закону – деятельность предприятия попадает под категорию “опасный производственный объект”. И следовательно все применяемое оборудование (каждый воздухосборник, трубопровод), а также самое здание, где расположена площадка подлежит экспертизе.

Недалеко от предприятия ООО “Клюква” – расположен склад ООО “Черешня”.

У данного склада нет оборудования под давлением выше 0,07МПа, и используются подъемные сооружения, чья грузоподъемность НЕ превышает 1 тонны – следовательно оборудование, применяемое на данном предприятии (а также само здание склада) НЕ будут подлежать экспертизе. Достаточно периодического осмотра ответственными лицами на предприятии.

Если же ООО “Черешня” поставит на складе котельное оборудование (которое работает под давлением свыше 0,07Мпа) или проведет сеть газопотребления, или купить промышленные краны от 1 тонны, то тогда склад данной компании уже будет относится к законодательной категории ОПО и оборудование будет подлежать экспертизе.

Итак, думаю логику вы поняли. Теперь к сути.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

  • все технические устройства (или другими словами) все оборудование на опасном производственном объекте;
  • все капитальные здания и сооружения на ОПО;
  • проектная документация на техническое перевооружение (или модернизацию), консервацию, ликвидацию ОПО;
  • обоснование безопасности (об этом документе у нас имеется отдельная статья);
  • декларация промышленной безопасности ОПО;
объекты экспертизы промышленной безопасности
объекты экспертизы промышленной безопасности

Технические устройства подлежат экспертизе:

  • Перед началом эксплуатации оборудования, если в документации не указан срок службы.
  • По завершении указанного срока эксплуатации или ресурса в предыдущем заключении.
  • После проведения капитального или восстановительного ремонта.
  • При изменении конструкции, материала несущих частей или технологии.
  • Если техническое устройство использовалось более 10 лет и ранее не проходило экспертизу.
  • После аварий или инцидентов, затрагивающих оборудование.

Иными словами ЭПБ оборудования проводится по прошествии его срока эксплуатации (либо если по какой-то причине срок НЕ был установлен).

Здесь я позволю себе немного копнуть. В нашем деле (промышленной безопасности) как в следствии – очень важны мелкие детали.

Если оборудование на производстве имеет паспорт или старое заключение экспертизы, где установлен срок эксплуатации (сроком может быть конкретная дата, например 1 января 2027 года или определенный цикл нагрузки/остаточный ресурс), то экспертиза проводится как только данный срок выйдет (желательно за пару месяцев до). Исключение составляют случаи, если это оборудование было либо повреждено (в результате, например, пожара),или модернизировано (например, заменялись отдельные элементы). 

Если оборудование по какой-то причине НЕ имеет срок эксплуатации (например, утеряли паспорт) или вводится в эксплуатацию впервые и при этом для него не проводилась сертификация согласно ТР ТС (а в сертификате устанавливается срок службы/действия сертификата), то такое оборудование тоже подлежит ЭПБ.

И тут казалось бы все понятно, но наше государство нас бережет (в данном случае без иронии) и с 1 сентября 2024 года вступил в силу ФЗ № 637. Данный Федеральный Закон внес изменения в 116-ФЗ и обязан проводить экспертизу каждые 10 лет. Теперь если техническое устройство эксплуатируется более 10 лет (даже при наличии положительного заключения экспертизы, сделанного 10 лет назад), то оно обязано проходить экспертизу.

Данное изменение, конечно, было вызвано шквалом коммунальных аварий зимы 2022-23 года, когда по всей стране отказывались работать тепловые сети. 

С техническими устройствами разобрались.

Теперь изучим, когда делается экспертиза промышленной безопасности сооружений.

Все капитальные сооружения и здания на опасном производственном объекте подлежат экспертизе:

  • По завершении срока эксплуатации, указанного в проектной документации.
  • Если отсутствуют проектные документы, подтверждающие допустимый срок службы.
  • После аварий, которые повлияли на состояние конструкций.
  • После капитальной реконструкции, изменений несущих конструкций или кровли.
  • Каждые 20 лет эксплуатации здания или сооружения.

Повторятся не будем. Здесь логика близка к периодичности экспертизы технических устройств.

Если имеется положительное заключение или проектная документация со сроком “годности” здания, то до окончании этого срока – об ЭПБ можно забыть. Если документация на здание утеряно, или здание подверглось аварии, реконструкции – требуется оперативно провести экспертизу. 

Теперь немного о проектной документации.

Вся проектная документация (за исключением проекта реконструкции, капитального строительства) подлежит экспертизе до начала применения, указанных в ней решений. 

К такой документации относятся проект технического перевооружения, консервации, ликвидации ОПО.

Отдельная песня – это обоснование и декларация промышленной безопасности. Эти редкие документы (о них у нас написаны отдельные статьи) также подлежат экспертизе до начала применения заложенных в них решений. При этом – обоснование безопасности делается один раз (если не вносятся изменения), а декларацию нужно пересматривать каждые 10 лет.

Естественно – при внесении любых изменений в декларацию или обоснование – требуется повторно пройти процедуру ЭПБ.

Кто имеет право проводить экспертизу промышленной безопасности?

Далеко не каждая компания имеет право проводить экспертизу. 116 Федеральный Закон (статья 13), устанавливает строгие требования к таким организациям. Давайте кратко их разберем. 

  1. Наличие лицензии Ростехнадзора.
    Без лицензии любая экспертная деятельность будет считаться незаконной, а результаты ЭПБ — недействительными. Лицензия выдается Ростехнадзором и проверяется каждые 5 лет. Для получения лицензии на ЭПБ проводится выездная проверка и экспертная организация показывает инспектору свою лабораторию, а также наличие 3-х и более экспертов в штате. 
  2. Независимость от заказчика.
    Законодательство строго запрещает проводить экспертизу силами дружеских компаний, чьи эксперты или руководство состоит с Заказчиком в родственных или работодательских отношений.Например, если Ростехнадзор узнает, что экспертизу подписал зять генерального директора химического завода, то безжалостно признает экспертизу ложноположительной и приедет с проверкой как и в экспертную организацию, так и на завод заказчика. 
  3. Квалификация сотрудников.
    Для проведения экспертизы в штате специальной организации должны быть минимум трое аттестованных экспертов. Каждый эксперт, участвующий в проведении ЭПБ, должен соответствовать установленным требованиям. А именно:
    • иметь высшее техническое образование (тарологов, экономистов и юристов в эксперты не берут);
    • опыт работы в области промышленной безопасности не менее 10 лет;
    • участие в не менее чем 15 завершенных экспертизах;
    • регулярное повышение квалификации и прохождение аттестации.
  4. Наличие лаборатории
    Экспертная компания должна иметь свою лабораторию неразрушающего контроля. В ней должно быть оборудование минимум на 3 метода НК. Например, магнитно-порошковый, ультразвуковой (УЗК), радиографический (РК). Лаборатория должна быть аттестована. 
требования к организации, которая проводит экспертизу промышленной безопасности
требования к организации, которая проводит экспертизу промышленной безопасности

Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности

В этой части статьи разберем, как проходит экспертиза промышленной безопасности, шаг за шагом. 

На первом этапе заказчик и экспертная организация обмениваются документами, как два подростка влюбленных подростка стикерами в мессенджере, но с гораздо меньшим удовольствием. Заказчик должен передать экспертам всё, что касается объекта: проектную документацию, паспорта на оборудование, результаты прошлых экспертиз (если сохранились) и всю эксплуатационную документацию. 

Если документов нет, то это, как говорят эксперты, «not great, not terrible». В таком случае придется искать обходные пути, но об этом позже.

Экспертная организация изучает полученные материалы, чтобы понять, сколько кофе понадобится её сотрудникам для работы, какой объем проверки предстоит.

На втором этапе осуществляется выезд на объект для проведения технического диагностирования его состояния. Если речь идёт об оборудовании, используются методы неразрушающего контроля: ультразвуковой, магнитопорошковый, радиографический, визуально-измерительный и другие (о методах я писал отдельную статью).

Для зданий и сооружений экспертами оценивается состояние фундамента, несущих конструкций, кровли.

Эту процедуру можно сравнить с визитом автомеханика, который не просто заглядывает под капот, но и проверяет, как работает двигатель, тормоза и подвеска. Всё, чтобы понять, выдержит ли объект нагрузку или пора задуматься о ремонте.

В рамках экспертизы промышленной безопасности эксперты проверяют:

  • Всю документацию. Если документация отсутствует – ее придется восстанавливать (правда большинство экспертных организаций это умеет делать). 
  • Техническое состояние оборудования. Для этого проводится полноценный неразрушающий контроль. В ход идут ультразвуковые дефектоскоп, оптические приборы, ультразвуковые дефектоскопы, чтобы выяснить выдержит ли объект должного давления/нагрузки и как долго проработает.

После проверки эксперты составляют проект заключения. В нем обязательно рассчитывается остаточный ресурс (сколько еще можно эксплуатировать объект).

Например, на основании оценки ползучести металла и состояния его поверхностей – эксперт рассчитывает по специальным формулам (они утверждены отдельными приказами Ростехнадзора) как долго котел проработает, пока не начнутся критические повреждения. 

О структуре заключения мы еще поговорим ниже, не переживайте. 

Далее заключение подписывает эксперт. 

Вот тут многие расслабляются и зря. Само заключение — это только половина дела. Чтобы оно приобрело юридическую силу, его нужно зарегистрировать в реестре Ростехнадзора.

Вот как это делается?

  1. Экспертная организация готовит комплект документов. Заключение + электронная копия (да, CD еще живы!).
  2. После либо передает его Заказчику (и Заказчик регистрирует заключение сам, либо – берет данное бремя на себя).
  3. Далее заключение передается в местное отделение Ростехнадзора. У них есть 5 рабочих дней, чтобы внести заключение в реестр (если документы поданы через Госуслуги).
  4. По прошествии 5 рабочих дней Ростехнадзор выдает заключению уникальный номер, после – размещает в своем электронном реестре и если заключение положительное, то объект можно эксплуатировать дальше. 
порядок экспертизы промышленной безопасности
порядок экспертизы промышленной безопасности

Стоимость экспертизы промышленной безопасности 2025

У нас тут с вами некоммерческий блог для агрегатора, поэтому точную стоимость экспертизы назвать не смогу. Она сильно отличается от региона, а также от сложности работ.

Но в текущих условиях, когда цены растут на все, стоимость ЭПБ практически не изменилась по сравнению с 2024 годом.

Диагностирование простого оборудования (котлов, небольших кранов, сосудов под давлением) стоит от 35 до 60 тысяч за один объект. Обследование небольших промышленных зданий – тоже укладывается в эту сумму. 

Однако, экспертизы крупных объектов (например, многокилометровых трубопроводов) обойдется существенно дороже. Отдельная песня – объекты высокой сложности (например, магистральные трубопроводы, химически-опасные производственные объекты 1-2 класса опасности, терминалы СУГ, подземные шахты). Здесь может потребоваться целая бригада для обследования, что драматически влияет на стоимость.

Был на моей памяти объект (большой магистральный нефтепровод с НПЗ), который одновременно диагностировало порядка 30 человек (дефектоскописты и 5-ро экспертов), соответственно экспертиза такого объекта стоила свыше 1 миллиона рублей. 

Срок экспертизы согласно Приказу Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 (пункт 13) не должен превышать 3 месяца с момента получения исходных данных от Заказчика. 

Диагностирование простых объектов может занять до 10 дней (1-2 дня на выезд, 2-3 на написание заключения). Соответственно сложные объекты могут исследоваться 1-2 месяца. 

Заключение экспертизы промышленной безопасности

Заключение экспертизы, как приговор суда “виновен или нет”.

Раньше до 1 марта 2023 года в заключении можно было писать “ограничено годен” (виновен, но ограничено). Такое заключение давало право эксплуатировать здание или техническое устройство с определенными отступлениями, указанными в заключении (например, не превышать установленный температурный режим стенок котла). Однако, Приказ Ростехнадзора №120 отменил данную лазейку. Теперь заключение либо положительное, либо отрицательное.

Положительное заключение – разрешает эксплуатировать техническое устройство/здание на установленный в нем срок. По окончании этого срока – придется проводить новую экспертизу.

Отрицательное заключение – обязывает приостановить деятельность здания/устройства либо до ремонта, либо до замены/сноса/ликвидации.

И тут, ко мне часто приходят консультироваться как и экспертные организации, так и недовольные клиенты.

Все хотят иметь положительную экспертизу. Однако, нужно понимать, если не дай Бог из-за износа состояния оборудования у вас что, то взорвется и пострадают люди, а при этом в заключении экспертизы будет тишь да гладь, то вместо вас копать шахты на Северах (за бесплатно) уедет сидящий сейчас в тепле эксперт и руководитель экспертной организации.

Поэтому брать на себя лишнюю ответственность никто не хочет.

Здесь важен баланс, если объект проблемный, но его можно исправить, то экспертная организация может приостановить проведение экспертизы и дать до двух месяцев на исправление всех замечаний, а потом провести экспертизу вновь. Законом это не запрещено. 

Но, если объект реально проблемный, то будьте готовы получить отрицательное заключение.

Был на моей практике такой случай. 

Крупная компания хотела подписать положительное заключение на здание в сейсмоопасном районе, которое по всем несущим конструкциям имело видимые трещины. Даже подсунула экспертной организации “свое заключение”, что противоречит всем требованиям закона. Слава Богу эксперт оказался умным и отказался подписывать, потребовал закрывать цех и делать реконструкцию. 

Договор же на экспертизу – расторгли по обоюдному согласию. Как итог – эксперт не сел, а образумившийся Заказчик, понявший что висит на волоске, успел приостановить эксплуатацию здания за неделю до небольшого землетрясения, которое обрушило половину здания. Чудом никто не пострадал, но если бы эксперт подписал бы положительное заключение, то  на несколько лет лишился бы удовольствия каждое утро видеть чистое небо без решеток. Согласитесь, никакие деньги этого не стоят. 

пример положительного заключения экспертизы промышленной безопасности
пример положительного заключения экспертизы промышленной безопасности

Образец заключения экспертизы промышленной безопасности

По многочисленным просьбам – публикую образец заключения экспертизы промышленной безопасности на подъемное сооружение.

Ниже краткая таблица с указанием каждого раздела заключения, чтобы вы понимали – что получайте в итоге, заказывая экспертизу:

Раздел заключенияОписание содержания
1Титульный листСодержит наименование объекта экспертизы, название экспертной организации, регистрационный номер заключения и дату его составления.
2ОглавлениеПеречень разделов заключения с указанием страниц.
3ВведениеКраткое описание цели экспертизы, оснований для ее проведения (законодательные нормы, инициатор экспертизы), перечень изученных документов.
4Общие сведения об объекте экспертизыХарактеристика объекта, его назначение, проектные параметры, особенности эксплуатации, соответствие требованиям нормативных документов.
5Исходные данные для экспертизыПеречень документов, на основании которых проводится экспертиза (проектная документация, технические паспорта, акты обследований и т. д.).
6Методика проведения экспертизыОписание методов и методик, использованных экспертами для оценки соответствия объекта требованиям промышленной безопасности.
7Результаты экспертизыВыявленные дефекты, несоответствия, расчетные показатели, проведенные испытания и исследования.
8Оценка соответствия требованиям промышленной безопасностиАнализ выявленных несоответствий, сопоставление с требованиями законодательства и нормативных документов.
9Выводы и рекомендацииЗаключение о возможности безопасной эксплуатации объекта, рекомендации по устранению недостатков или модернизации.
10Перечень нормативных документовСписок нормативных правовых актов, стандартов и методик, использованных при проведении экспертизы.
11ПриложенияЧертежи, схемы, расчеты, акты обследования, протоколы испытаний и другие дополнительные материалы.

Рекомендации по проведению экспертизы промышленной безопасности

Здесь, я буду с вами откровенен. Сам факт появления экспертного рынка, в котором Ростехнадзор разрешил сторонним организациям проводить экспертизу, помимо надежных компаний с лабораториями, опытными экспертами – наплодил тысячи компаний однодневок. 

Такие компании перепродают услуги экспертов и сторонних организаций, закладывая свою маржу. Естественно, они не несут никакого результата за экспертизу и в случае аварии будучи посредниками – пожмут плечами и прокуратура поедет к организации, под которой которой была проведена экспертиза (дай Бог, чтобы директор такой организации не был номинальным лицом, давно покинувшим пределы нашей Родины).

Чтобы не вляпываться: вот несколько советов:

  1. Проверьте лицензию. У организации, которая делает вам предложение на проведение экспертизы должна быть лицензия. У лицензии должен быть уникальный номер, а название экспертной организации должно один в один соответствовать той, которая указана в лицензии.  Например, если ООО “СОН” выдает вам коммерческое предложение на проведение ЭПБ, где указана что работы выполняет ООО “Бодорствование’, то бегите от такой организации по дальше. Это 100% посредник.
  2. Второе – смотрите на экспертов. Пусть пошлют вам корочки экспертов, которые поедут на обследование. Если вы эксплуатируйте ОПО 1-2 класса, то убедитесь, что эксперты имеют 1-2 категорию (только такие эксперты имеют право подписывать заключение). Смотрите, также на вид ОПО, на которые имеет право эксперт подписывать заключение. Например, если у вас сеть газопотребления, то эксперт, который будет подписывать результаты работ, должен иметь категорию в удостоверении Э12ТУ (право подписи на заключения ЭПБ сетей газопотребления).

Естественно, воспользуйтесь нашим агрегатором. Оставьте заявку и наша система БЕСПЛАТНО подберет вам 3-5 организаций, которых мы ранее проверили. От них вам отправит 3-5 КП и вы уже сами решите, с какой организацией будете работать. Для вас – бесплатно. Экспертные организации платят нам небольшую сумму, чтобы работать с нашим агрегатором и эта сумма никак не влияет на конечную стоимость экспертизы. 

Бесплатно найдите подрядчика для реализации вашего проекта

Оставьте заявку и получите десятки предложений от проверенных экспертных организаций, имеющих лицензию.

Elementor Single Post #1810
Узнайте больше о промышленной безопасности

Наши эксперты написали для вас целую библиотеку статей по промышленной безопасности. Рекомендуем ознакомится с ними, чтобы узнать все требования законодательства.

Используйте силу ИИ для оценки рыночной стоимости ваших проектов

Мы разработали собственное уникальное решение в области искусственного интеллекта для оценки рыночной стоимости заявок по сертификации, экологическому проектированию, охране труда и промышленной безопасности. 

Оставьте заявку на просчет стоимости и искусственный интеллект проведет экспертный анализ и укажет “вилку” (среднее рыночную стоимость реализации вашего проекта). 

Вы сможете сравнить ее с предложениями от экспертных компаний и выбрать наилучшее – бесплатно.

Обязанности работника и работодателя по охране труда – изменения 2025

   Время чтения 5 минут

Обязанности работника и работодателя по охране труда с 1 марта 2022 года

С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в Трудовом кодексе РФ, внесенные Федеральным законом № 311-ФЗ от 02.07.2021. Эти изменения коснулись как работодателей, так и работников — ужесточились требования к условиям труда, появились новые механизмы контроля, а также права и обязанности у обеих сторон трудового процесса. Давайте разберемся, что именно поменялось и какие практические последствия это несет.

Почему были внесены изменения?

Часто можно услышать мнение, что охрана труда — это бюрократия, которая нужна лишь для отчетности. Но это далеко от реальности. Фактически охрана труда — это тот инструмент, который позволяет сократить производственный травматизм, снизить профессиональные заболевания и, в конечном итоге, защитить жизни работников.

Последние изменения направлены на усиление контроля за условиями труда и повышение ответственности как работодателей, так и работников. Например, теперь работодатель обязан останавливать работу, если существует угроза здоровью или жизни сотрудников. Работникам, в свою очередь, предоставлено право требовать расследования даже микротравм — а раньше такие случаи просто замалчивались.

Что теперь обязан делать работодатель?

Согласно новой редакции главы X ТК РФ, теперь работодатели должны выполнять несколько дополнительных требований.

Главное нововведение — прямой запрет на работу в опасных условиях. Если выявлена угроза жизни или здоровью сотрудников, производство должно быть немедленно остановлено, а его возобновление возможно только после устранения рисков и подтверждения безопасности по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ).

Второе важное изменение — обязанность расследовать даже незначительные травмы. Теперь, если работник, например, порезался канцелярским ножом или ударился о шкаф, этот случай должен быть зафиксирован и расследован. Это сделано для того, чтобы выявлять повторяющиеся инциденты и устранять их причины еще до появления серьезных проблем.

Кроме того, расширены права работодателей на использование видеонаблюдения. Теперь они могут официально фиксировать рабочие процессы на видео и аудионосители, что помогает как в расследовании несчастных случаев, так и в ведении документации для проверяющих органов.

Обязанности работника и работодателя по охране труда - изменения 2025

Полный перечень обязанностей работодателя

Согласно статье 214 ТК РФ, работодатель обязан:

  • Обеспечивать безопасные условия труда на рабочих местах.
  • Следить за исправностью зданий, сооружений, оборудования и технологических процессов.
  • Проводить специальную оценку условий труда (СОУТ).
  • Обучать сотрудников безопасным методам работы.
  • Обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
  • Контролировать соблюдение норм трудового законодательства.
  • Организовывать медицинские осмотры.
  • Фиксировать и расследовать несчастные случаи и микротравмы.
  • Приостанавливать работу при выявлении угроз жизни сотрудников.

Здесь возникает логичный вопрос: а что, если работодатель игнорирует эти обязанности? Ответ прост — штрафы, административная и даже уголовная ответственность.

Что теперь должен делать работник?

Новые требования не только к работодателю — работник теперь несет дополнительную ответственность за соблюдение норм охраны труда.

Что именно он должен делать?

  • Сообщать работодателю о любых неисправностях оборудования.
  • Немедленно информировать о ситуациях, которые угрожают жизни и здоровью людей.
  • Соблюдать все правила эксплуатации оборудования и техники безопасности.
  • Проходить регулярные инструктажи и обучение по охране труда.
  • Использовать средства индивидуальной защиты.

Ключевое нововведение — право требовать расследования микротравм. Ранее небольшие травмы игнорировались, теперь же любой работник может подать заявление, и работодатель обязан провести разбор ситуации.

Что происходит, если требования охраны труда не соблюдаются?

Несоблюдение требований безопасности может привести к серьезным последствиям.

Для работодателя — штрафы, возможное приостановление деятельности, а в случае серьезных нарушений — уголовная ответственность.

Для работника — риск получения травм, развития профессиональных заболеваний, а также административная ответственность за несоблюдение инструкций и норм безопасности. Да, теперь наказание грозит не только работодателю, но и самому сотруднику, если он своими действиями создает угрозу для себя или коллег.

Недавно на одном из предприятий, которое я сопровождаю как специалист, произошел такой случай: работник порезался об острый край металлической детали. Ранее такие случаи просто замалчивались, но после изменений в законе сотрудник потребовал расследования.

Оказалось, что оборудование действительно не соответствовало нормам безопасности. В результате предприятие было вынуждено провести модернизацию рабочих мест, а это предотвратило более серьезные травмы в будущем.

То есть, новые изменения работают не на бумаге, а в реальной жизни.

Что делать, если работодатель игнорирует безопасность в области охраны труда?

Если вы заметили, что условия на вашем рабочем месте не соответствуют нормам, первое, что нужно сделать — сообщить об этом работодателю. Если реакции нет, можно обратиться в трудовую инспекцию, а в особо сложных случаях — в прокуратуру.

Помните, что безопасность труда — это не просто “обязанности работодателя”, а вопрос жизни и здоровья.

Кажется, что требований стало слишком много? Может быть. Но если взглянуть на статистику производственного травматизма, становится очевидно: дополнительные меры действительно необходимы.

Как-то раз мой знакомый специалист по охране труда сказал: “Инструкции пишут кровью”. Это действительно так. Каждое правило, каждая норма безопасности появились не просто так, а потому что когда-то кто-то пострадал из-за их отсутствия.

Так что мой совет на последок относитесь к охране труда не как к бумажной волоките, а как к реальной защите себя и своих коллег. Это не просто удобство, а вопрос жизни и здоровья.

Разработка ПМООС: ключевые этапы, требования и лучшие практики экологического проектирования

   Время чтения 4 минуты

Подготовка проектной документации для строительства или реконструкции — настоящее испытание для тех, кто думает, что “и так сойдёт”. Ничего подобного. Тут важно учитывать не только строительные нормы, но и влияние на окружающую среду. И вот здесь в игру вступает ПМООС — Перечень мероприятий по охране окружающей среды.

Кому это вообще нужно?

Если проще — всем, кто собрался строить что-то крупнее будки для собаки.

Юридические лица, предприниматели, промышленные предприятия — все, кто хочет получить разрешение на строительство, реконструкцию или ввод в эксплуатацию, без ПМООС просто не пройдут экспертизу. Особенно если объект попадает в зону строгого экологического контроля.

Более того, если проект движется без этого раздела, надзорные органы вполне могут его развернуть и заставить переделывать документацию. А если кто-то решит “обойти” процедуру — тут уже штрафы, приостановка деятельности и прочие радости.

Зачем это всё?

Основная цель — не просто формальное прохождение экспертизы (хотя и без неё никуда), а внедрение конкретных мер по снижению ущерба для окружающей среды. Грубо говоря, если предприятие собирается выбрасывать что-то в воздух или воду, то должно быть понятно, что именно, в каком количестве и как это будет компенсироваться.

Из ключевых задач:

  • контроль качества окружающей среды на этапе проектирования;
  • рациональное использование природных ресурсов (ну да, а то бывает, что и не очень-то “рационально”);
  • обеспечение санитарных и экологических норм;
  • план мер для снижения риска аварий.
Разработка ПМООС: ключевые этапы, требования и лучшие практики экологического проектирования

Порядок разработки ПМООС

Тут начинается самое интересное — этапы разработки. Обычно процесс включает следующие этапы (чтобы с ними сильно и долго не возиться – я оформил их в специальную таблицу):

ЭтапОписание
1. Анализ данныхЭксперты изучают собранную информацию о климате, состоянии атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов. Используются как камеральные, так и полевые исследования.
2. Выявление негативных факторовОценивается влияние техногенных факторов на окружающую среду. Определяются потенциальные риски: загрязнение почвы, сброс сточных вод, повышенный уровень шума, вырубка зелёных насаждений и другие угрозы.
3. Планирование мероприятийРазрабатывается перечень мер по минимизации вредного воздействия на природу. Это может включать очистку почвы и воды, фильтрацию выбросов в атмосферу, снижение шумового загрязнения и другие природоохранные решения.
4. Подготовка системы контроляПланируется комплекс мер для мониторинга экологических факторов. Включает соблюдение техники безопасности, проверки исправности оборудования, предотвращение и ликвидацию ЧС.
5. Расчёт стоимостиСоставляется смета расходов на внедрение природоохранных мероприятий и системы мониторинга. Включает затраты на компенсационные выплаты в случае нарушения экологических норм.

Кстати, иногда встречаются проекты, где ПМООС написан “для галочки”. Один раз видел расчёт выбросов, где цифры взяты “усреднённые” — ну да, все заводы же одинаковые, ага. Экспертиза разносит такое в пух и прах.

Что внутри документа?

ПМООС состоит из текстовой и графической частей. В текстовой описываются:

  • анализ состояния окружающей среды на участке,
  • расчёт выбросов и сбросов,
  • программа экологического мониторинга,
  • перечень мер по снижению загрязнения,
  • предложения по рекультивации земель, если это требуется,
  • расчёт платы за негативное воздействие.

Графическая часть — это схемы, карты, таблицы. По-настоящему полезная вещь, когда надо не просто рассказать, но и показать, куда и что идёт.

Сколько это стоит и сколько времени займёт?

Без конкретных данных ответить сложно (и “плюс-минус миллион” тут не вариант). Цена зависит от масштаба строительства и сложности расчётов. По срокам — от 10 рабочих дней до… ну, бывает и дольше, если приходится переделывать расчёты или ждать дополнительные экспертизы (негосударственной или государственной – здесь все зависит от самого объекта). А согласование в надзорных органах — это отдельная история, иногда на это уходит до четырёх месяцев.

ОВОС, оценка воздействия на окружающую среду

   Время чтения 5 минут

Что такое ОВОС?

ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) — если говорить проще, главный инструмент, который помогает понять, что натворит новый завод, дорога или, допустим, мусорный полигон, когда появится на карте.

Скажу честно, это не самый легкий документ в экологической сфере. Стоит только открыть расчёт рассеивания загрязняющих веществ или моделирование аэродинамики выбросов — и вот он, привет, головная боль инженера-эколога. Но без этого этапа крупные проекты просто не запустят: контроль есть контроль.

ОВОС включает:

  • Сбор данных о текущем состоянии природы в предполагаемом районе строительства.
  • Анализ проектных решений на предмет их влияния на воздух, воду, почву и здоровье людей.
  • Разработку мер для минимизации вреда.

Процесс этот небыстрый, требует прозрачности: общественность должна знать, что происходит. Иногда это приводит к сюрпризам — например, жители вдруг вспоминают, что рядом с проектируемым объектом гнездятся редкие птицы, и тогда экологи погружаются в юридический квест: “найди аргументы для заказчика”.

Цель проведения ОВОС

В идеальном мире мы бы строили заводы так, чтобы воздух чище становился, а реки светились в темноте только от фонаря, а не от неких “технологических сбросов”. Но раз уж реальность другая, приходится контролировать ущерб.

По результатам оценки:

  • Определяют, насколько экосистема выдержит новые нагрузки.
  • Учитывают аварийные ситуации (потому что “У нас всё предусмотрено!” внезапно перестаёт работать при ЧП).
  • Формируют перечень допустимых выбросов и сбросов.

ОВОС же разрабатывается для двух целей:

  • либо в составе проектной документации на строительство/реконструкцию (как часть раздела ПМООС).
  • либо как отдельный проект для дальнейшего прохождения государственной экологической экспертизы. В таком случае ОВОС разрабатывается и для проектной документации (если она подлежит государственной экологической экспертизе), и для новой технологии/техники/нового вещества.

В первом случае (как ПМООС) – проект просто разрабатывается и в дальнейшем сдается в рамках государственной/негосударственной экспертизы проектной документации. Во-втором случае – ОВОС проводиться в рамках государственной экологической экспертизы.

Нормативно-правовая база

Если вы думали, что экологи работают только с природой — спешу разочаровать. В среднем 40% рабочего времени уходит на священные писания:

  • ФЗ № 174 “Об экологической экспертизе” — тот самый закон, по которому без утверждения Росприроднадзора проекты могут остаться бумажными мечтами.
  • Приказ Минприроды № 999 — инструкция к ОВОС, с которой спорить — себе дороже. Именно он определяет структуру ТЗ, этапы оценки и порядок взаимодействия с общественностью.
  • Градостроительный кодекс и ФЗ “Об охране окружающей среды” — ну а куда без них?

К этому добавьте кучу подзаконных актов, методик, СанПиНов… и поймёте, почему экологам платят именно за знание регламентов, а не за прогулки по лесу.

Как проводится ОВОС?

Давайте разберем как проводится оценка воздействия на окружающую среду. Для этого я составил для вас крутую таблицу:

ЭтапОписание
1. Подготовка уведомления, предварительная оценка и составление технического заданияЗаказчик собирает базовую информацию об объекте, уведомляет органы власти о предстоящем строительстве. Необходимо доказать обоснованность и безопасность проекта для окружающей среды и населения.
2. Подготовка ЗВОС (заявления о воздействии на окружающую среду)Проводится анализ состояния окружающей среды: геологические, биологические, гидрологические исследования. Оценивается воздействие объекта на воздух, почву, водоёмы. Формируется прогноз возможных экологических последствий.
3. Организация общественных слушанийИнформация о проекте публикуется в открытых источниках, организуются общественные приёмные. Обсуждаются возможные негативные последствия, на основе замечаний в проект могут вноситься корректировки.
4. Окончательное составление документацииРазрабатывается окончательная версия проекта с учётом экспертиз и общественного мнения. Готовится полный комплект материалов для подачи в надзорные органы.
5. Передача ОВОС на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ)Документы направляются на рассмотрение в ГЭЭ, которая принимает решение о возможности реализации проекта. При отрицательном заключении требуется доработка документации или пересмотр проекта.

Структура проекта ОВОС

А теперь кратко разберем из чего состоит проект ОВОС.

РазделОписание
Общие положения и методологияОпределение целей и задач ОВОС, используемые принципы и методики, законодательные требования.
Общие сведения об объекте и намечаемой деятельностиОписание объекта, его функционального назначения и возможного воздействия на окружающую среду.
Природные и антропогенные характеристики территорииКлиматические условия, геоморфология, геология, рельеф, гидрологические и гидрогеологические особенности, растительный и животный мир.
Социально-экономические и санитарно-эпидемиологические условияДемографические показатели, уровень социального развития, санитарное состояние района.
Анализ альтернативных вариантов реализации проектаРассмотрение возможных альтернативных решений, их преимущества и недостатки.
Оценка воздействия на окружающую средуВлияние на атмосферный воздух, водные ресурсы, почвы, животный и растительный мир, территорию, землепользование, а также шумовые и геологические факторы.
Мероприятия по снижению негативного воздействияРазработка мер по охране атмосферного воздуха, водных ресурсов, земель, растительности и животного мира.
Мониторинг окружающей средыПредложения по программе производственного экологического контроля за состоянием воздуха, воды, почв, радиационной обстановки, шумового и физического воздействия.
Прогноз изменений компонентов окружающей средыАнализ возможных изменений экосистем в результате реализации проекта.
Эколого-экономическая эффективностьОценка рентабельности проекта с точки зрения экологических затрат и экономической выгоды.
Дополнительные материалыСхемы районного планирования, генеральные планы объектов, природные и климатические условия, прогнозные данные.

Проект предельно допустимых выбросов (ПДВ)

   Время чтения 4 минуты

Кому он нужен?

Приходилось сталкиваться с ситуацией, когда предприятие открылось, а про нормативы выбросов “забыли” (или “не знали”, что тоже классика). Итог — штрафные коэффициенты при плате за воздействие на среду. Разрабатывать ПДВ обязаны все предприятия 1–3 категории НВОС (негативного воздействия на окружающую среду). Если объект 3-й категории, расчеты касаются только веществ 1–2 класса опасности.

Какие предприятия попадают под это требование?

  • заводы и комбинаты;
  • аэропорты, ж/д вокзалы;
  • крупные торговые центры и офисные комплексы;
  • перерабатывающие предприятия.

Без согласованного проекта предприятие будет платить за выбросы по максимальному тарифу. А после первых двух кварталов таких платежей руководство обычно всерьез задумывается: “А может, все-таки оформить?!”

ПДВ, НДВ… да какая разница?

Если пытаться разобраться в терминах с позиции здравого смысла, то НДВ (нормативы допустимых выбросов) и ПДВ (предельно допустимые выбросы) — одно и то же, просто в разных нормативных документах закреплены две аббревиатуры. Почему так вышло?

Очередной привет от несовершенства российского законодательства. Главное, что проект разрабатывают с одной целью: определить, какие объемы выбросов завод или предприятие могут допустить, не нарушая допустимых нормативов загрязнения.

Что входит в состав проекта НДВ (или как мы считаем выбросы)

Структура документации стандартная, но если думаете, что это просто “пачка бумаг”, попробуйте однажды разобраться в расчетах рассеивания — гарантирую, скучно не будет.

Ниже сделал для вас табличку с перечнем разделов проекта НДВ (ПДВ).

РазделОписание
Общая характеристика предприятияВключает сведения о видах деятельности, технологиях производства, перечне производственных участков и характеристике месторасположения объекта.
Картографический и графический материалСодержит схемы с нанесением всех источников выбросов, включая их характеристики и расположение.
Ситуационный план районаОтображает размещение объекта НВОС относительно жилых зон, природных объектов и санитарно-защитных зон.
Характеристика объекта как источника загрязненияОписание технологии производства, используемого сырья, материалов, оборудования, режима работы предприятия и технологических процессов.
Расчёты рассеивания загрязняющих веществПроводятся с использованием специализированных расчётных комплексов, учитывают текущее состояние и перспективные изменения с фоновыми показателями.
Детальные расчёты загрязнения приземного слоя воздухаОпределяются уровни концентрации выбросов вблизи поверхности земли с учётом метеоусловий и особенностей местности.
План мероприятий по снижению негативного воздействияРазрабатываются меры по уменьшению выбросов загрязняющих веществ для достижения установленных нормативов НДВ.
Контроль за соблюдением НДВОписывается, какие органы или подразделения проводят мониторинг, методика контроля, периодичность проверок.
План-график контроля НДВОпределяет частоту измерений выбросов, перечень источников и методы отбора проб.
Расчёт выбросов при НМУ (неблагоприятных метеорологических условиях)Прогнозируется уровень загрязнения при неблагоприятных метеоусловиях, документ оформляется отдельным томом и проходит согласование.

Особое внимание уделяем разделу про неблагоприятные метеоусловия (НМУ). Многие его недооценивают, а зря! При тумане или штиле выбросы могут скапливаться у земли, и если расчет не учел такие периоды, предприятие может внезапно оказаться в зоне ответственности за превышение.

Как проходит согласование проекта?

После подготовки проекта он уходит на экспертизу (обычно в Центр гигиены и эпидемиологии или аккредитованные организации). Эта часть процесса та еще нервотрепка: эксперты проверяют корректность всех расчетов, полноту данных и соответствие нормативам СанПиН. Если где-то ошибка — проект вернут на доработку.

Если все нормально, следующий этап — подача документа на согласование в Роспотребнадзор. Они окончательно утверждают нормативы выбросов, а после этого можно сказать, что предприятие официально “разрешено” дышать.

Что дальше?

Для предприятий 1–2 категории НВОС разработка ПДВ — это только первый шаг. Дальше нужно подождать “вишенку на торте” — регистрацию этих нормативов в составе декларации о воздействии на среду (для 2-й категории) или получение комплексного экологического разрешения (КЭР, если предприятие 1-й категории).

Ну а для 3-й категории все проще — после согласования проекта нормативы сразу вступают в силу. Правда, будь у меня свой завод, я бы все равно держал расчеты под контролем: практика показывает, что любая ошибка в выбросах потом обходится слишком дорого.

Работа над проектом НДВ — процесс не быстрый и не самый простой. Но если сделать все правильно:

  • предприятие экономит на платежах за выбросы;
  • не получает штрафов (по крайней мере, за это);
  • не конфликтует с проверяющими органами.

Звучит логично? Да, но сколько раз мне приходилось объяснять это заказчикам… Впрочем, как в сложных РПГ — можно, конечно, броситься в драку без плана, но скорее всего придется перезапускать персонажа. Так и тут: если не продумал нормативы, жди проблем.

Разработка проекта НДС (нормативов допустимых сбросов)

   Время чтения 5 минут

Проект НДС: зачем он нужен и какой от него толк

Многие предприятия регулярно сбрасывают сточные воды с остатками сырья, реагентов и прочих “сюрпризов” прямо в природные водоемы. Это неизбежно — где производство, там и отходы.

Но если делать это без разбора, можно запросто нарваться на серьёзные штрафы или даже остановку работы. Чтобы этого избежать, нужен проект нормативов допустимых сбросов (НДС) — документ, регулирующий, сколько и чего можно сливать без превышения экологических нормативов.

Кто точно не обойдётся без проекта НДС?

Если у вас предприятие, которое хоть как-то связано со сбросами сточных вод, скорее всего, этот документ вам необходим. Особенно если:

  • ваш объект относится к I категории (то есть потенциально оказывает значительное воздействие на окружающую среду);
  • вы строите или уже эксплуатируете очистные сооружения на объекте II категории;
  • ваш объект попадает в III категорию, но сбросы всё равно требуют контроля.

Отдельная тема — централизованные системы водоотведения (городские и сельские). У них проект НДС оформляется в составе комплексных экологических разрешений (КЭР), потому что их загрязнители не всегда поддаются технологическому нормированию. Есть ещё предприятия, для которых невозможно в полной мере соблюсти нормативы (да-да, бывает и такое). В таких случаях регистрируются временно разрешённые сбросы (ВРС).

Какие документы понадобятся?

Чтобы разработать проект НДС, без бумажной волокиты не обойтись. Потребуются:

  • данные о предприятии (ИНН, ОКВЭД, адрес объекта);
  • информация по очистным сооружениям (если они есть);
  • координаты точек сброса;
  • заключения от контролирующих органов (Роспотребнадзор, Росрыболовство и т. д.).

Если вдруг у вас этого нет — придётся разбираться и собирать пакет. Без этих данных расчёты просто нереально провести, и тут никакие “приблизительные оценки” не спасут.

Разработка проекта НДС (нормативов допустимых сбросов)

Как это всё рассчитывается?

Процесс разработки проекта НДС включает несколько ключевых этапов:

  1. Инвентаризация источников сброса: определяем, откуда и с чем стекают воды.
  2. Аналитические расчёты: просчитываем состав сточных вод, разбираем максимально допустимые концентрации, анализируем влияние на водный объект.
  3. Согласование документации с контролирующими органами.
  4. Получение разрешения на сброс загрязняющих веществ.

Самое интересное — этап расчётов. Формулы тут не самые простые, учитываются куча переменных: дебит воды, фоновые концентрации, степень разбавления.

Состав проекта НДС

Разберем состав проекта нормативов допустимых сбросов. Для этого я сделал удобную таблицу с разделами.

РазделОписание
Схема (план) расположения предприятияОтображает местоположение предприятия, привязку к местности и водному объекту, в который осуществляется сброс сточных вод.
Схема сетей водоснабжения и водоотведенияПоказывает систему подачи и отвода воды, включая источники водоснабжения, точки сброса и очистные сооружения.
Информация о хозяйственно-бытовой и производственной деятельностиОписывает процессы, в результате которых образуются сточные воды, а также их состав и объёмы.
Данные об очистных сооружениях и качестве очистки стоковВключает описание методов очистки сточных вод и эффективность работы очистных сооружений.
Баланс водопотребления и водоотведенияОпределяет соотношение забора и сброса воды, помогает контролировать расход и потери воды на предприятии.
Информация о водном объекте (Росгидрометцентр)Данные о характеристиках водного объекта, принимающего сточные воды, предоставляемые государственными гидрометеорологическими службами.
Качество воды в контрольном створеАнализ состава воды в водоёме после сброса сточных вод за последний календарный год.
Протоколы качества сточных и природных водДокументированные результаты лабораторных анализов сточных и природных вод, подтверждающие их состав и уровень загрязнения.
Расчёты допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмовОпределение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, которые могут быть сброшены без вреда для экосистемы водного объекта.
Расход сточных вод по каждому выпускуФиксация объёмов сбрасываемых сточных вод на каждом выпуске.
Методы анализа состава сточных водОписание методик лабораторного анализа для определения концентраций загрязняющих веществ и свойств сточных вод.
Расчёт фактических сбросов за предыдущие годыАнализ динамики сбросов загрязняющих веществ и контроль соответствия нормативам за прошлые периоды.

Как долго действует проект НДС?

Обычно срок действия — 7 лет. В реальных условиях — пока не произойдёт что-нибудь из списка:

  • поменяется состав сточных вод;
  • изменится технология очистки;
  • в водоёме изменятся фоновая концентрация загрязнителей или экологическая обстановка.

Если что-то из этого случается — проект надо пересчитывать и заново проходить согласования. Затягивать с этим — себе дороже.

Что будет за нарушение нормативов?

Ответственность предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ), и там всё довольно жёстко:

  • От 20 000 до 100 000 рублей штрафа за несоблюдение экологических требований (Ст. 8.1 КоАП).
  • За искажение данных по загрязняющим веществам — до 80 000 рублей (Ст. 8.5 КоАП).
  • За нарушение правил охраны водных объектов — до 300 000 рублей (Ст. 8.13 КоАП).

И, конечно, никто не отменял риск приостановки деятельности. Как минимум, временно.

Игнорировать проект НДС, если ваш объект относится к 1-2 категории НВОС или имеет централизованный сброс, не лучшая идея. Это не просто формальность (простите, но “и так прокатит” здесь не считается аргументом). Расчёты, нормативы, документы — всё это нужно, если предприятие планирует работать без ежедневного страха перед проверками.

Отбор проб воздуха: методы и правила

   Время чтения 3 минуты

Отбор проб воздуха: когда и зачем он нужен

Отбор проб воздуха — вещь одновременно простая и сложная.
Простая, если делать формально: взял пробу, передал в лабораторию, получил цифры.

Сложная, если пытаться делать по уму: учитывать температурные градиенты, фоновые загрязнения, динамику ветра, тип сбросов и прочие “радости” инженерной экологии. Собственно, давайте разбираться, когда этот отбор вообще необходим и почему без него предприятие рано или поздно столкнётся с проблемами — будь то штрафы или реальные последствия для окружающей среды.

Когда без отбора проб не обойтись

Формально, если у компании есть стационарные источники выбросов, ей придётся озадачиться их контролем. Вообще-то это очевидно — мало ли что там выходит в воздух, пока никто не смотрит. Контролировать приходится разные типы воздуха:

  • в рабочих зонах — ну, чтобы работники, пардон, не дышали черт знает чем;
  • в закрытых помещениях — жилые и общественные здания тоже должны соответствовать нормам;
  • на границах СЗЗ (санитарно-защитной зоны) — чтобы проверить, не выходит ли вредное влияние за пределы дозволенного;
  • на источниках выбросов — этот пункт часто любят “упростить”, но реальный контроль тут критически важен.

Всё это, разумеется, проводится не просто так. Без регулярного отбора проб предприятие получает риск не только санкций, но и полного закрытия производства, если вдруг окажется, что оно приносит больше вреда, чем пользы. Был у меня случай, когда директор завода махнул рукой на мониторинг выбросов — в итоге штрафы перекрыли бюджет на модернизацию газоочистного оборудования. Итог предсказуем.

Основные требования к отбору проб

Процесс отбора проб не обойдется тем, чтобы “подставить банку и набрать воздуха”. Методика зависит от сотни факторов: агрегатного состояния загрязняющего вещества, фоновой концентрации, давления, температуры… и это только начало списка. Для отбора проб атмосферного воздуха обычно применяются два основных метода:

  1. Аспирационные — воздух пропускают через фильтры или сорбенты, которые потом анализируют в лаборатории. Метод хорош тем, что позволяет ловить газообразные загрязнители и мелкодисперсные частицы (PM2.5, PM10).
  2. Отбор в герметичные сосуды — когда загрязняющее вещество не взаимодействует со стенками сосуда. Газы берут в бутыли, камеры, шприцы — в зависимости от конкретного случая.

Для каждой категории объектов свои контрольные точки. На производстве — согласно плану ППК, в закрытых помещениях — по санитарным нормативам, в выбросах — исходя из схемы рассеивания загрязняющих веществ. Да и погодные условия вносят свои коррективы: скажем, при низком давлении выброс может вести себя совершенно не так, как при нормальных метеоусловиях.

Что дальше?

После отбора пробы отправляют в лабораторию. Там уже начинается магия аналитических методов:

  • Химический анализ (искать тяжёлые металлы, VOC, газы).
  • Микробиологический (грибки, бактерии — привет, синдром “больного здания”).
  • На содержание пылевых частиц (определяем, насколько воздух похож на коктейль из сажи и мелкой взвеси).

Расшифровка результатов — тоже отдельная история. Иногда цифры выглядят в пределах нормы, но при этом общий химический состав намекает: “Что-то здесь не так”. Опытный инженер сразу насторожится — значения могут соответствовать предельно допустимым, но эффект комбинации веществ никто не отменял.

И да, стоимость анализов всегда рассчитывают индивидуально. Факторов слишком много: количество точек, сложность исследований, используемые методы. Поэтому, если вам кто-то заранее обещает конкретную цену “за всё” — смело спрашивайте, не забыли ли они учесть полсотни нюансов.

Больше нет новостей :(