Инспекционный контроль сертифицированной продукции — это процедура проверки производственной компании, которой раннее выдали сертификат на соответствие требованиям того регламента (как правило, Технического Регламента Таможенного Союза) на основании которого, ранее сертификат был выдан.
Вопрос о его необходимости часто вызывает обсуждения, но, как показывает практика, отказ от проведения может привести к серьёзным последствиям, включая аннулирование сертификата.
Для чего нужен инспекционный контроль?
Суть инспекционного контроля в проверке соответствия сертифицированной продукции тем требованиям, которые были подтверждены при её сертификации.
Иными словами инспекционный контроль делается, чтобы убедиться, что продукция по-прежнему соответствует заявленным стандартам (например, соответствующему Техническому Регламенту Таможенного Союза).
Например, при выпуске серийной продукции орган по сертификации оценивает, правильно ли используется сертификат, не распространилась ли его область действия на другую продукцию и корректно ли нанесён знак соответствия.
Из моей практики могу привести случай, когда компания, сертифицировав однажды определённую партию продукции, решила распространять сертификат на совершенно другой товар. В результате инспекционный контроль выявил несоответствие, и сертификат был аннулирован. Такой пример ярко показывает, почему мониторинг так важен.
Как проводится инспекционный контроль?
Формат и частота проверок зависят от выбранной схемы сертификации. Для серийной продукции инспекционный контроль обязателен, и периодичность обычно определяется техническим регламентом. Если регламент об этом умалчивает, инспекционный контроль проводится не реже одного раза в год.
Контроль может включать анализ состояния производства, отбор образцов продукции для испытаний или оба этих этапа одновременно.
Найдите подрядчика по сертификации
Оставьте заявку, указав необходимые вам работы по сертификации продукции и с помощью нашего сервиса вы сможете бесплатно подобрать проверенный экспертный центр.
Для чего нужен инспекционный контроль?
Инспекционный контроль позволяет подтвердить, что продукция продолжает соответствовать тем требованиям, которые были подтверждены при её сертификации. Этот процесс позволяет органу по сертификации убедиться, что:
- сертификат используется именно для той продукции, которая была сертифицирована;
- продукция маркируется правильно, включая знак обращения на рынке;
- изменения в производстве или документации не повлияли на её соответствие установленным стандартам.
Недавно был у меня один не приятный случай, наш старый клиент- производитель бытовой техники, изменив поставщика комплектующих, не уведомил об этом орган по сертификации.
Инспекционный контроль выявил отклонения в характеристиках продукции, которые отступали от требований ТР ТС 004/2011 и компании пришлось временно приостановить её выпуск, чтобы устранить несоответствия. Такой подход помогает предотвращать возможные риски для потребителей и сохранять доверие к бренду.

Как проводится инспекционный контроль?
Формат проверки зависит от выбранной схемы сертификации. Обычно инспекционный контроль включает анализ состояния производства, испытания образцов продукции или оба этапа одновременно. Частота проверок определяется техническими регламентами или стандартами системы сертификации. Если таких указаний нет, контроль проводится не реже одного раза в год.
Инспекционный контроль может проводится в дистанционной форме. Вот пример из моей практики:
В одной компании, с которой я работала, производственная площадка находилась в другой стране. Из-за закрытых границ в период пандемии выезд на производство оказался невозможен. Однако с помощью удалённого аудита удалось подтвердить соответствие продукции требованиям без задержек.
Периодичность и внеплановые проверки
Периодичность инспекционного контроля зависит от срока действия сертификата. Например, если сертификат выдан на срок до двух лет, проверка проводится один раз. Для более длительных сертификатов контроль повторяется чаще.
Внеплановые проверки проводятся, если поступает информация о несоответствии продукции требованиям. Такие ситуации нередко возникают из-за жалоб потребителей, выявленных надзорными органами нарушений или изменений в технической документации. В одной из компаний, с которой я работала, внеплановый контроль был вызван изменением поставщика сырья. Несмотря на то что замена выглядела незначительной, испытания показали отклонения в характеристиках продукции.
Чем грозит уклонение от инспекционного контроля?
Если инспекционный контроль не проводится в установленные сроки, орган по сертификации обязан внести эту информацию в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС).
Отсутствие сведений о проверке может стать причиной приостановления или аннулирования сертификата. В некоторых случаях это приводит к полному запрету на реализацию продукции.
Чтобы избежать таких ситуаций, рекомендую заранее согласовывать график инспекционных проверок и строго ему следовать. Поверьте, я неоднократно с таким сталкивалась, поэтому к данному вопросу – относимся максимально серьезно.
Инспекционный контроль как механизм защиты бренда
Инспекционный контроль —является способом защиты репутации компании (правда, к сожалению, в реалиях стран СНГ – мало кто печется о репутации компании должным образом).
Но все же в современном мире потребители становятся всё более требовательными. Информация о несоответствиях или дефектах продукции моментально распространяется через социальные сети и может нанести удар по репутации бренда. Регулярные проверки позволяют выявлять слабые места и устранять их до того, как они станут заметны для потребителей.
В одном из случаев, с которым я сталкивалась, компания, занимающаяся производством продуктов питания, благодаря инспекционному контролю вовремя обнаружила проблему с одним из поставщиков упаковки.
Материал не соответствовал стандартам безопасности, и это могло повлиять на качество продукции. Проблему устранили на раннем этапе, а компания избежала скандала. Это ещё раз подтверждает, что инспекционный контроль — это не только про соответствие стандартам, но и про сохранение доверия к бренду.