Лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта (ОПО) в 2025 году

Автор статьи:  Константин – ведущий эксперт по промышленной безопасности и специалист неразрушающего контроля 1 уровня. Он имеет аттестацию в Ростехнадзоре по категориям Э12, Э14.4, Э7 ТУ/ЗС/КЛ/ТП. В свободное время пишет статьи для нашего сайта. 

Elementor Single Post #1810

Константин Дроздов

   Время чтения 19 минут

Кто должен получить лицензию?

Лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта – обязательна для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые используют (эксплуатирую) опасные производственные объекты (1-3 класса опасности).

Соответственно, лицензия получается после регистрации опасного производственного объекта, если ему на основании признаков опасности, которые перечислены в 116-Федеральном Законе (Приложения 1 и 2), был присвоен 1-3 класс опасности.

Как в стихотворении Чуковского, только в этот раз “не ходите дети – без лицензии гулять”. Нет лицензии – нет законной эксплуатации опасного производственного объекта и значит в любой момент возможна приостановка деятельности юридического лица или ИП и крупный штраф.

Важно понимать, что лицензия обязательна только для опасных объектов 1–3 класса.

Если ваш объект относится к 4 классу опасности, лицензия не требуется. Однако в этом случае нужно уведомить Ростехнадзор о начале эксплуатации официальным письмом.

Лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта (ОПО) в 2025 году

Объекты, которые нуждаются в получении лицензии

Итак, мы говорили, что в Приложении 1 и 2 к 116 Федеральному Закону указаны виды деятельности объектов, которые относятся к 1-3 классу опасности.

Предприятия, осуществляющие такую деятельность обязаны получить лицензию

На основании Приложения 1 и 2 к 116-ФЗ я сделал вас таблицу со списком таких объектов:

Класс опасностиКатегория объектовКритерии отнесения к классу опасности
I классОбъекты по хранению химического оружия, объекты по уничтожению химического оружия и объекты спецхимииУстанавливается автоматически для указанных объектов.
Шахты угольной промышленности и объекты подземных горных работВозможны взрывы газа и/или пыли, внезапные выбросы породы, газа и/или пыли, горные удары, прорывы воды в подземные горные выработки.
Объекты с опасными веществами (Таблица 1 и Таблица 2)Количество опасного вещества соответствует I классу опасности (например, аммиак ≥ 5000 т, нитрат аммония ≥ 25 000 т, горючие газы ≥ 2000 т и т.д.).
II классОбъекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсатаВыбросы продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6% объема продукции.
Газораспределительные станции, сети газораспределения и газопотребленияТранспортировка природного газа под давлением свыше 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа.
Объекты, использующие оборудование с расплавомМаксимальное количество расплава 10 000 кг и более.
Объекты подземных горных работ (кроме I класса) и открытых горных работОбъем разработки горной массы 1 млн м³ в год и более; объекты переработки угля (горючих сланцев).
Объекты с опасными веществами (Таблица 1 и Таблица 2)Количество опасного вещества соответствует II классу опасности (например, аммиак ≥ 500 т, нитрат аммония ≥ 2500 т, горючие газы ≥ 200 т и т.д.).
III классОбъекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсатаВыбросы продукции с содержанием сернистого водорода от 1% до 6% объема продукции.
Газораспределительные станции, сети газораспределения и газопотребленияТранспортировка природного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,2 МПа включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,6 МПа включительно.
Объекты теплоснабжения населения и социально значимых категорий потребителейИспользуется оборудование, работающее под давлением 1,6 МПа и более или при температуре рабочей среды 250°C и более.
Подвесные канатные дорогиУстанавливается автоматически для указанных объектов.
Объекты, использующие оборудование с расплавомМаксимальное количество расплава от 500 до 10 000 кг.
Объекты открытых горных работОбъем разработки горной массы от 100 тыс. до 1 млн м³ в год; объекты обогащения полезных ископаемых (кроме переработки угля и горючих сланцев).
Элеваторы, объекты мукомольного, крупяного и комбикормового производстваУстанавливается автоматически для указанных объектов.
Объекты с опасными веществами (Таблица 1 и Таблица 2)Количество опасного вещества соответствует III классу опасности (например, аммиак ≥ 50 т, нитрат аммония ≥ 250 т, горючие газы ≥ 20 т и т.д.).

На основании Приложения 1 и 2 к 116-ФЗ я сделал вас таблицу со списком таких объектов:

Дополнение по опасным веществам (Таблица 1 и Таблица 2):
I класс опасности (опасные вещества):
Аммиак – 5000 т и более.
Нитрат аммония – 25 000 т и более.
Нитрат аммония в форме удобрений – 100 000 т и более.
Акрилонитрил – 2000 т и более.
Хлор – 250 т и более.
Оксид этилена – 500 т и более.
Цианистый водород – 200 т и более.
Фтористый водород – 500 т и более.
Сернистый водород – 500 т и более.
Диоксид серы – 2500 т и более.
Триоксид серы – 750 т и более.
Алкилы свинца – 500 т и более.
Фосген – 7,5 т и более.
Метилизоцианат – 1,5 т и более.
Воспламеняющиеся и горючие газы – 2000 т и более.
Горючие жидкости (склады и базы) – 500 000 т и более.
Горючие жидкости (технологический процесс или трубопровод) – 2000 т и более.
Токсичные вещества – 2000 т и более.
Высокотоксичные вещества – 200 т и более.
Окисляющие вещества – 2000 т и более.
Взрывчатые вещества – 500 т и более.
Вещества, опасные для окружающей среды – 2000 т и более.


II класс опасности (опасные вещества):
Аммиак – от 500 т до 5000 т.
Нитрат аммония – от 2500 т до 25 000 т.
Нитрат аммония в форме удобрений – от 10 000 т до 100 000 т.
Акрилонитрил – от 200 т до 2000 т.
Хлор – от 25 т до 250 т.
Оксид этилена – от 50 т до 500 т.
Цианистый водород – от 20 т до 200 т.
Фтористый водород – от 50 т до 500 т.
Сернистый водород – от 50 т до 500 т.
Диоксид серы – от 250 т до 2500 т.
Триоксид серы – от 75 т до 750 т.
Алкилы свинца – от 50 т до 500 т.
Фосген – от 0,75 т до 7,5 т.
Метилизоцианат – от 0,15 т до 1,5 т.
Воспламеняющиеся и горючие газы – от 200 т до 2000 т.
Горючие жидкости (склады и базы) – от 50 000 т до 500 000 т.
Горючие жидкости (технологический процесс или трубопровод) – от 200 т до 2000 т.
Токсичные вещества – от 200 т до 2000 т.
Высокотоксичные вещества – от 20 т до 200 т.
Окисляющие вещества – от 200 т до 2000 т.
Взрывчатые вещества – от 50 т до 500 т.
Вещества, опасные для окружающей среды – от 200 т до 2000 т.


III класс опасности (опасные вещества):
Аммиак – от 50 т до 500 т.
Нитрат аммония – от 250 т до 2500 т.
Нитрат аммония в форме удобрений – от 1000 т до 10 000 т.
Акрилонитрил – от 20 т до 200 т.
Хлор – от 2,5 т до 25 т.
Оксид этилена – от 5 т до 50 т.
Цианистый водород – от 2 т до 20 т.
Фтористый водород – от 5 т до 50 т.
Сернистый водород – от 5 т до 50 т.
Диоксид серы – от 25 т до 250 т.
Триоксид серы – от 7,5 т до 75 т.
Алкилы свинца – от 5 т до 50 т.
Фосген – от 0,075 т до 0,75 т.
Метилизоцианат – от 0,015 т до 0,15 т.
Воспламеняющиеся и горючие газы – от 20 т до 200 т.
Горючие жидкости (склады и базы) – от 1000 т до 50 000 т.
Горючие жидкости (технологический процесс или трубопровод) – от 20 т до 200 т.
Токсичные вещества – от 20 т до 200 т.
Высокотоксичные вещества – от 2 т до 20 т.
Окисляющие вещества – от 20 т до 200 т.
Вещества, опасные для окружающей среды – от 20 т до 200 т.

Итак, смотрим на таблицу выше! Если деятельность вашего предприятия относится к указанной выше! Вам однозначно необходимо получить лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта.

На это однозначно указывает Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661 – а именно пункт 1:

Настоящее Положение определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее – объекты), осуществляемой юридическими лицами (в том числе иностранными юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (далее – лицензируемый вид деятельности).

Порядок получения лицензии на эксплуатацию ОПО

А теперь давайте последовательно разберем порядок получения лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов. Разберем – пошагово.

Шаг 1. Идентификация и регистрация ОПО

Процесс узаконивания опасного производственного объекта начитается с его идентификации. И это, заметьте, очень логично.

На этом этапе вы определяете, относится ли ваш объект к категории опасных производственных объектов и какой класс опасности ему присвоить. Если в результате идентификации выясняется, что объект попадает под 1-3 класс опасности (на основании признаков, указанных в Приложении 1 и 2 к 116 Федеральному Закону), то нужно заполнить сведения, характеризующие ОПО и подать документы в Ростехнадзор для регистрации.

На все это “удовольствие” дается всего 10 рабочих дней с момента начала эксплуатации.

После подачи документом вы получите свидетельство о регистрации ОПО, которое подтверждает, что объект включён в реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора.

Если же вам будет присвоен 1-3 класс опасности, то необходимо перейти к следующему шагу и начать получения лицензии. На самом деле про этот шаг – я очень кратко. У меня уже имеется отдельная статья про регистрацию ОПО. Прочитайте ее по ссылке ниже. А пока продолжим разбирать регламент получения лицензии.

Шаг 2. Разработка документации

Следующий этап получения лицензии подготовка внутренних документов по промышленной безопасности. Их в обязательном порядке нужно разработать, утвердить на предприятии и приложить к заявлению на подачу лицензии. А именно требуется разработать:

  • ПМЛА — план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий;
  • ППК — положение о производственном контроле;
  • ПРИ — положение о порядке технического расследования причин инцидентов.

ППК и ПРИ необходимо согласовать с руководителем предприятия, а ПМЛА утвердить с руководством аварийно-спасательного формирования. Далее о нем мы подробно поговорим.

Шаг 3. Страхование и договор с аварийно-спасательным формированием

Каждый опасный производственный объект должен быть застрахован. Поэтому перед подачей документов на получение лицензии, нужно заключить договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием, которое будет обслуживать ваш объект, и застраховать объект в любой страховой компании, получив страховой полис. Сделать это нужно на срок не менее одного года. Нет полиса – нет лицензии. Здесь все понятно и просто.

Кроме того, нужно утвердить разработанный план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, с аварийно-спасательным формированием, с которым у вас заключен договор на обслуживание. И обязательно убедится, что на плане имеется автограф руководителя аварийно-спасательного формирования.

Шаг 4. Аттестация сотрудников

Перед подачей документов на лицензию – необходимо аттестовать в Ростехнадзоре минимум трех специалистов компании (генерального директора и руководителей). Аттестация проводится в территориальном отделении Ростехнадзора по минимум двум категориям (А1 – основы промышленной безопасности и по категории вида опасного производственного объекта).

Если вы эксплуатируйте сеть газопотребления, то вам нужно аттестовать генерального директора и не менее чем двух ответственных лиц по основам промышленной безопасности (А1), а также по категории Б7.1 (эксплуатация сетей газопотребления и газораспределения).

Шаг 5. Подача заявления и подготовка документов

После подготовки всей документации и аттестации сотрудников, можно подавать заявление на получение лицензии. Это можно сделать через портал Госуслуг или в бумажном виде. К заявлению прилагаются:

  • паспорта на оборудование;
  • свидетельство о регистрации ОПО;
  • протоколы об аттестации сотрудников;
  • разработанная документация по промышленной безопасности (ПМЛА, ППК, ПРИ);
  • договор с аварийно-спасательным формированием и страховой полис;
  • опись всех документов;

Вместе с подачей заявления – необходимо оплатить госпошлину (7500 тысяч рублей) и приложенный чек (квитанцию) приложить к списку документов.

Шаг 6. Выездная проверка

После подачи заявления с вами свяжется представитель Ростехнадзора, чтобы согласовать дату выездной проверки. На данном этапе инспектора проверят, соответствует ли объект всем заявленным требованиям. Инспектора придется встречать с хлебом и солью, показать ему весь объект, провести экскурсию. В противном случае – в выдаче лицензии откажут.

Результат проверки может быть трёх типов:

  1. Положительный акт — лицензия будет выдана в течение 30 рабочих дней после проверки.
  2. Список замечаний — нужно устранить недочёты и подать документы повторно.
  3. Отказ — в случае серьёзных нарушений, которые невозможно устранить быстро.

После отказа можно повторно подать документы, исправив замечания. Количество попыток получить лицензию не ограничено.

Шаг 7. Внесение записи в реестр лицензий

Если проверка прошла успешно, через 30 рабочих дней в реестр лицензий вносится запись о вашем объекте. В течение одного рабочего дня после этого вы получите уведомление с ссылкой на сведения из реестра. Это финальная точка в процессе, после которой ваш объект официально лицензирован.

этапы получения лицензии опо
этапы получения лицензии опо

Полезные документы для получения лицензии ОПО

Собрал для вас полезные документы, которые нужны будут для получения лицензии ОПО.

Выше заявление и опись документов. Вместе со страховым свидетельством, разработанным ПМЛА, ППК, ПРИ и другой документацией опись документов и заявление сдаются в Ростехнадзор для получения лицензии на эксплуатации ОПО.

Отказ от выдачи лицензии на эксплуатацию ОПО

Давайте разберем по какой причине могут быть отказы при получения лицензии.

Одной из причин отказа может стать ошибка в документации. Например, даже мелкая неточность в заполнении заявления или неполный пакет документов могут стать основанием для возврата ваших материалов.

Приведу пример, у моего Заказчика был отказ в выдаче лицензии в связи с отсутствием подписи руководителя предприятия на ПМЛА. Казалось бы, такая плевая мелочь, но документы пришлось переподавать повторно.

Ещё одна распространённая причина — не соответствие объекта предоставленным документам по промышленной безопасности. Представьте, что в плане мероприятий по локализации и ликвидации аварий (ПМЛА) указаны не те риски, которые характерны для вашего объекта. Например, у вас сеть газопотребления, а в ПМЛА – ни слова про сценарий повреждения трубопроводов. Или, например, отсутствует положение о производственном контроле (ППК) — это автоматически приведёт к отказу.

Ещё частая причина отказа – существенные несоответствия требования в области промышленной безопасности. Приведу пример.

На одном из объектов, которых я сопровождал, были существенные нарушения в области промышленной безопасности (не соответствия ФНП 536).

При выездной проверки было выявлено, что имеются нарушения пункта 45 (Приказа Ростехнадзора №536). На питательном трубопроводе котла должны быть установлены обратный клапан, предотвращающий выход воды из котла, и запорный орган. У клиента собственно не было установлены клапаны и были существенные нарушения в обвязке трубопроводов. Инспектор выписал замечания. После их устранения, компания повторно подала документы и смогла получить лицензию.

Поэтому, очень важно подойти к процессу получения лицензии максимально ответственно. Лучше даже сделать аудит промышленной безопасности.

Приостановление действия лицензии

Даже если лицензия уже получена и предприятие успешно функционирует, это не означает, что можно расслабиться, попивать прохладительные напитки, грызть орешки и наслаждаться жизнью без забот и волнений. При грубых нарушениях требований промышленной безопасности действие лицензии может быть приостановлено.

К грубым нарушениям, которые могут привести к приостановлению, относятся:

  • отсутствие декларации промышленной безопасности для объектов 1 и 2 класса опасности;
  • непройденная аттестация работников, включая руководителей, в области промышленной безопасности;
  • использование оборудования, которое не соответствует требованиям технических регламентов;
  • отсутствие ПМЛА;
  • нарушение требований федеральных норм и правил промышленной безопасности (ФНП);
  • отсутствие резервов финансовых и материальных средств для локализации и ликвидации аварий.

Принятие решения о приостановлении лицензии осуществляет инспектор, передавая материалы, фиксирующие грубые нарушения в суд для аннулирования лицензии.

Срок действия лицензии ОПО

Я всегда говорю: если у вас есть лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта, то это не значит, что можно расслабиться и забыть о ней на годы вперёд. Хотя, если лицензия получена после 2013 года, она действительно действует бессрочно — до тех пор, пока не изменятся ключевые параметры объекта.

Но если документ выдан до 1 сентября 2013 года, его нужно переоформить. Тут без вариантов.

Вообще, лицензия «жива» до тех пор, пока у вас не меняется эксплуатирующая организация, адрес предприятия, вид деятельности или данные юрлица. Если что‑то из этого изменилось — будьте добры пройти процесс лицензирования заново.

Что будет, если эксплуатировать ОПО без лицензии?

Здесь уже без шуток: за эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности без лицензии штрафуют по статье 9.1 КоАП РФ (№195‑ФЗ от 30.12.2001). Причём суммы там далеко не символические:

— для должностных лиц штраф от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до года;
— для юридических лиц штраф от 200 000 до 300 000 рублей или, что ещё хуже, административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

И это ещё не самое страшное. Без лицензии предприятие с ОПО 1–3 класса автоматически попадает в список внеплановых проверок Ростехнадзора. А кто хоть раз сталкивался с «внезапным визитом» инспектора, знает, что лучше до этого не доводить.

Так что если кто‑то думает «да ладно, потом разберёмся», могу сказать одно: потом — это когда вас уже штрафуют.

Как выбрать подрядчика?

Получить лицензию ОПО можно самостоятельно, а можно привлечь экспертную компанию, которая поможет получить лицензию.

Вы можете воспользоваться нашим агрегатором, чтобы найти подходящую компанию для идентификации вашего объекта. Для вас наши услуги бесплатны.

Бесплатно найдите подрядчика для реализации вашего проекта

Оставьте заявку и получите десятки предложений от проверенных экспертных организаций, имеющих лицензию.

Elementor Single Post #1810
Узнайте больше о промышленной безопасности

Наши эксперты написали для вас целую библиотеку статей по промышленной безопасности. Рекомендуем ознакомится с ними, чтобы узнать все требования законодательства.

Используйте силу ИИ для оценки рыночной стоимости ваших проектов

Мы разработали собственное уникальное решение в области искусственного интеллекта для оценки рыночной стоимости заявок по сертификации, экологическому проектированию, охране труда и промышленной безопасности. 

Оставьте заявку на просчет стоимости и искусственный интеллект проведет экспертный анализ и укажет “вилку” (среднее рыночную стоимость реализации вашего проекта). 

Вы сможете сравнить ее с предложениями от экспертных компаний и выбрать наилучшее – бесплатно.

Обязанности работника и работодателя по охране труда – изменения 2025

   Время чтения 5 минут

Обязанности работника и работодателя по охране труда с 1 марта 2022 года

С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в Трудовом кодексе РФ, внесенные Федеральным законом № 311-ФЗ от 02.07.2021. Эти изменения коснулись как работодателей, так и работников — ужесточились требования к условиям труда, появились новые механизмы контроля, а также права и обязанности у обеих сторон трудового процесса. Давайте разберемся, что именно поменялось и какие практические последствия это несет.

Почему были внесены изменения?

Часто можно услышать мнение, что охрана труда — это бюрократия, которая нужна лишь для отчетности. Но это далеко от реальности. Фактически охрана труда — это тот инструмент, который позволяет сократить производственный травматизм, снизить профессиональные заболевания и, в конечном итоге, защитить жизни работников.

Последние изменения направлены на усиление контроля за условиями труда и повышение ответственности как работодателей, так и работников. Например, теперь работодатель обязан останавливать работу, если существует угроза здоровью или жизни сотрудников. Работникам, в свою очередь, предоставлено право требовать расследования даже микротравм — а раньше такие случаи просто замалчивались.

Что теперь обязан делать работодатель?

Согласно новой редакции главы X ТК РФ, теперь работодатели должны выполнять несколько дополнительных требований.

Главное нововведение — прямой запрет на работу в опасных условиях. Если выявлена угроза жизни или здоровью сотрудников, производство должно быть немедленно остановлено, а его возобновление возможно только после устранения рисков и подтверждения безопасности по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ).

Второе важное изменение — обязанность расследовать даже незначительные травмы. Теперь, если работник, например, порезался канцелярским ножом или ударился о шкаф, этот случай должен быть зафиксирован и расследован. Это сделано для того, чтобы выявлять повторяющиеся инциденты и устранять их причины еще до появления серьезных проблем.

Кроме того, расширены права работодателей на использование видеонаблюдения. Теперь они могут официально фиксировать рабочие процессы на видео и аудионосители, что помогает как в расследовании несчастных случаев, так и в ведении документации для проверяющих органов.

Обязанности работника и работодателя по охране труда - изменения 2025

Полный перечень обязанностей работодателя

Согласно статье 214 ТК РФ, работодатель обязан:

  • Обеспечивать безопасные условия труда на рабочих местах.
  • Следить за исправностью зданий, сооружений, оборудования и технологических процессов.
  • Проводить специальную оценку условий труда (СОУТ).
  • Обучать сотрудников безопасным методам работы.
  • Обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
  • Контролировать соблюдение норм трудового законодательства.
  • Организовывать медицинские осмотры.
  • Фиксировать и расследовать несчастные случаи и микротравмы.
  • Приостанавливать работу при выявлении угроз жизни сотрудников.

Здесь возникает логичный вопрос: а что, если работодатель игнорирует эти обязанности? Ответ прост — штрафы, административная и даже уголовная ответственность.

Что теперь должен делать работник?

Новые требования не только к работодателю — работник теперь несет дополнительную ответственность за соблюдение норм охраны труда.

Что именно он должен делать?

  • Сообщать работодателю о любых неисправностях оборудования.
  • Немедленно информировать о ситуациях, которые угрожают жизни и здоровью людей.
  • Соблюдать все правила эксплуатации оборудования и техники безопасности.
  • Проходить регулярные инструктажи и обучение по охране труда.
  • Использовать средства индивидуальной защиты.

Ключевое нововведение — право требовать расследования микротравм. Ранее небольшие травмы игнорировались, теперь же любой работник может подать заявление, и работодатель обязан провести разбор ситуации.

Что происходит, если требования охраны труда не соблюдаются?

Несоблюдение требований безопасности может привести к серьезным последствиям.

Для работодателя — штрафы, возможное приостановление деятельности, а в случае серьезных нарушений — уголовная ответственность.

Для работника — риск получения травм, развития профессиональных заболеваний, а также административная ответственность за несоблюдение инструкций и норм безопасности. Да, теперь наказание грозит не только работодателю, но и самому сотруднику, если он своими действиями создает угрозу для себя или коллег.

Недавно на одном из предприятий, которое я сопровождаю как специалист, произошел такой случай: работник порезался об острый край металлической детали. Ранее такие случаи просто замалчивались, но после изменений в законе сотрудник потребовал расследования.

Оказалось, что оборудование действительно не соответствовало нормам безопасности. В результате предприятие было вынуждено провести модернизацию рабочих мест, а это предотвратило более серьезные травмы в будущем.

То есть, новые изменения работают не на бумаге, а в реальной жизни.

Что делать, если работодатель игнорирует безопасность в области охраны труда?

Если вы заметили, что условия на вашем рабочем месте не соответствуют нормам, первое, что нужно сделать — сообщить об этом работодателю. Если реакции нет, можно обратиться в трудовую инспекцию, а в особо сложных случаях — в прокуратуру.

Помните, что безопасность труда — это не просто “обязанности работодателя”, а вопрос жизни и здоровья.

Кажется, что требований стало слишком много? Может быть. Но если взглянуть на статистику производственного травматизма, становится очевидно: дополнительные меры действительно необходимы.

Как-то раз мой знакомый специалист по охране труда сказал: “Инструкции пишут кровью”. Это действительно так. Каждое правило, каждая норма безопасности появились не просто так, а потому что когда-то кто-то пострадал из-за их отсутствия.

Так что мой совет на последок относитесь к охране труда не как к бумажной волоките, а как к реальной защите себя и своих коллег. Это не просто удобство, а вопрос жизни и здоровья.

Разработка ПМООС: ключевые этапы, требования и лучшие практики экологического проектирования

   Время чтения 4 минуты

Подготовка проектной документации для строительства или реконструкции — настоящее испытание для тех, кто думает, что “и так сойдёт”. Ничего подобного. Тут важно учитывать не только строительные нормы, но и влияние на окружающую среду. И вот здесь в игру вступает ПМООС — Перечень мероприятий по охране окружающей среды.

Кому это вообще нужно?

Если проще — всем, кто собрался строить что-то крупнее будки для собаки.

Юридические лица, предприниматели, промышленные предприятия — все, кто хочет получить разрешение на строительство, реконструкцию или ввод в эксплуатацию, без ПМООС просто не пройдут экспертизу. Особенно если объект попадает в зону строгого экологического контроля.

Более того, если проект движется без этого раздела, надзорные органы вполне могут его развернуть и заставить переделывать документацию. А если кто-то решит “обойти” процедуру — тут уже штрафы, приостановка деятельности и прочие радости.

Зачем это всё?

Основная цель — не просто формальное прохождение экспертизы (хотя и без неё никуда), а внедрение конкретных мер по снижению ущерба для окружающей среды. Грубо говоря, если предприятие собирается выбрасывать что-то в воздух или воду, то должно быть понятно, что именно, в каком количестве и как это будет компенсироваться.

Из ключевых задач:

  • контроль качества окружающей среды на этапе проектирования;
  • рациональное использование природных ресурсов (ну да, а то бывает, что и не очень-то “рационально”);
  • обеспечение санитарных и экологических норм;
  • план мер для снижения риска аварий.
Разработка ПМООС: ключевые этапы, требования и лучшие практики экологического проектирования

Порядок разработки ПМООС

Тут начинается самое интересное — этапы разработки. Обычно процесс включает следующие этапы (чтобы с ними сильно и долго не возиться – я оформил их в специальную таблицу):

ЭтапОписание
1. Анализ данныхЭксперты изучают собранную информацию о климате, состоянии атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов. Используются как камеральные, так и полевые исследования.
2. Выявление негативных факторовОценивается влияние техногенных факторов на окружающую среду. Определяются потенциальные риски: загрязнение почвы, сброс сточных вод, повышенный уровень шума, вырубка зелёных насаждений и другие угрозы.
3. Планирование мероприятийРазрабатывается перечень мер по минимизации вредного воздействия на природу. Это может включать очистку почвы и воды, фильтрацию выбросов в атмосферу, снижение шумового загрязнения и другие природоохранные решения.
4. Подготовка системы контроляПланируется комплекс мер для мониторинга экологических факторов. Включает соблюдение техники безопасности, проверки исправности оборудования, предотвращение и ликвидацию ЧС.
5. Расчёт стоимостиСоставляется смета расходов на внедрение природоохранных мероприятий и системы мониторинга. Включает затраты на компенсационные выплаты в случае нарушения экологических норм.

Кстати, иногда встречаются проекты, где ПМООС написан “для галочки”. Один раз видел расчёт выбросов, где цифры взяты “усреднённые” — ну да, все заводы же одинаковые, ага. Экспертиза разносит такое в пух и прах.

Что внутри документа?

ПМООС состоит из текстовой и графической частей. В текстовой описываются:

  • анализ состояния окружающей среды на участке,
  • расчёт выбросов и сбросов,
  • программа экологического мониторинга,
  • перечень мер по снижению загрязнения,
  • предложения по рекультивации земель, если это требуется,
  • расчёт платы за негативное воздействие.

Графическая часть — это схемы, карты, таблицы. По-настоящему полезная вещь, когда надо не просто рассказать, но и показать, куда и что идёт.

Сколько это стоит и сколько времени займёт?

Без конкретных данных ответить сложно (и “плюс-минус миллион” тут не вариант). Цена зависит от масштаба строительства и сложности расчётов. По срокам — от 10 рабочих дней до… ну, бывает и дольше, если приходится переделывать расчёты или ждать дополнительные экспертизы (негосударственной или государственной – здесь все зависит от самого объекта). А согласование в надзорных органах — это отдельная история, иногда на это уходит до четырёх месяцев.

ОВОС, оценка воздействия на окружающую среду

   Время чтения 5 минут

Что такое ОВОС?

ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) — если говорить проще, главный инструмент, который помогает понять, что натворит новый завод, дорога или, допустим, мусорный полигон, когда появится на карте.

Скажу честно, это не самый легкий документ в экологической сфере. Стоит только открыть расчёт рассеивания загрязняющих веществ или моделирование аэродинамики выбросов — и вот он, привет, головная боль инженера-эколога. Но без этого этапа крупные проекты просто не запустят: контроль есть контроль.

ОВОС включает:

  • Сбор данных о текущем состоянии природы в предполагаемом районе строительства.
  • Анализ проектных решений на предмет их влияния на воздух, воду, почву и здоровье людей.
  • Разработку мер для минимизации вреда.

Процесс этот небыстрый, требует прозрачности: общественность должна знать, что происходит. Иногда это приводит к сюрпризам — например, жители вдруг вспоминают, что рядом с проектируемым объектом гнездятся редкие птицы, и тогда экологи погружаются в юридический квест: “найди аргументы для заказчика”.

Цель проведения ОВОС

В идеальном мире мы бы строили заводы так, чтобы воздух чище становился, а реки светились в темноте только от фонаря, а не от неких “технологических сбросов”. Но раз уж реальность другая, приходится контролировать ущерб.

По результатам оценки:

  • Определяют, насколько экосистема выдержит новые нагрузки.
  • Учитывают аварийные ситуации (потому что “У нас всё предусмотрено!” внезапно перестаёт работать при ЧП).
  • Формируют перечень допустимых выбросов и сбросов.

ОВОС же разрабатывается для двух целей:

  • либо в составе проектной документации на строительство/реконструкцию (как часть раздела ПМООС).
  • либо как отдельный проект для дальнейшего прохождения государственной экологической экспертизы. В таком случае ОВОС разрабатывается и для проектной документации (если она подлежит государственной экологической экспертизе), и для новой технологии/техники/нового вещества.

В первом случае (как ПМООС) – проект просто разрабатывается и в дальнейшем сдается в рамках государственной/негосударственной экспертизы проектной документации. Во-втором случае – ОВОС проводиться в рамках государственной экологической экспертизы.

Нормативно-правовая база

Если вы думали, что экологи работают только с природой — спешу разочаровать. В среднем 40% рабочего времени уходит на священные писания:

  • ФЗ № 174 “Об экологической экспертизе” — тот самый закон, по которому без утверждения Росприроднадзора проекты могут остаться бумажными мечтами.
  • Приказ Минприроды № 999 — инструкция к ОВОС, с которой спорить — себе дороже. Именно он определяет структуру ТЗ, этапы оценки и порядок взаимодействия с общественностью.
  • Градостроительный кодекс и ФЗ “Об охране окружающей среды” — ну а куда без них?

К этому добавьте кучу подзаконных актов, методик, СанПиНов… и поймёте, почему экологам платят именно за знание регламентов, а не за прогулки по лесу.

Как проводится ОВОС?

Давайте разберем как проводится оценка воздействия на окружающую среду. Для этого я составил для вас крутую таблицу:

ЭтапОписание
1. Подготовка уведомления, предварительная оценка и составление технического заданияЗаказчик собирает базовую информацию об объекте, уведомляет органы власти о предстоящем строительстве. Необходимо доказать обоснованность и безопасность проекта для окружающей среды и населения.
2. Подготовка ЗВОС (заявления о воздействии на окружающую среду)Проводится анализ состояния окружающей среды: геологические, биологические, гидрологические исследования. Оценивается воздействие объекта на воздух, почву, водоёмы. Формируется прогноз возможных экологических последствий.
3. Организация общественных слушанийИнформация о проекте публикуется в открытых источниках, организуются общественные приёмные. Обсуждаются возможные негативные последствия, на основе замечаний в проект могут вноситься корректировки.
4. Окончательное составление документацииРазрабатывается окончательная версия проекта с учётом экспертиз и общественного мнения. Готовится полный комплект материалов для подачи в надзорные органы.
5. Передача ОВОС на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ)Документы направляются на рассмотрение в ГЭЭ, которая принимает решение о возможности реализации проекта. При отрицательном заключении требуется доработка документации или пересмотр проекта.

Структура проекта ОВОС

А теперь кратко разберем из чего состоит проект ОВОС.

РазделОписание
Общие положения и методологияОпределение целей и задач ОВОС, используемые принципы и методики, законодательные требования.
Общие сведения об объекте и намечаемой деятельностиОписание объекта, его функционального назначения и возможного воздействия на окружающую среду.
Природные и антропогенные характеристики территорииКлиматические условия, геоморфология, геология, рельеф, гидрологические и гидрогеологические особенности, растительный и животный мир.
Социально-экономические и санитарно-эпидемиологические условияДемографические показатели, уровень социального развития, санитарное состояние района.
Анализ альтернативных вариантов реализации проектаРассмотрение возможных альтернативных решений, их преимущества и недостатки.
Оценка воздействия на окружающую средуВлияние на атмосферный воздух, водные ресурсы, почвы, животный и растительный мир, территорию, землепользование, а также шумовые и геологические факторы.
Мероприятия по снижению негативного воздействияРазработка мер по охране атмосферного воздуха, водных ресурсов, земель, растительности и животного мира.
Мониторинг окружающей средыПредложения по программе производственного экологического контроля за состоянием воздуха, воды, почв, радиационной обстановки, шумового и физического воздействия.
Прогноз изменений компонентов окружающей средыАнализ возможных изменений экосистем в результате реализации проекта.
Эколого-экономическая эффективностьОценка рентабельности проекта с точки зрения экологических затрат и экономической выгоды.
Дополнительные материалыСхемы районного планирования, генеральные планы объектов, природные и климатические условия, прогнозные данные.

Проект предельно допустимых выбросов (ПДВ)

   Время чтения 4 минуты

Кому он нужен?

Приходилось сталкиваться с ситуацией, когда предприятие открылось, а про нормативы выбросов “забыли” (или “не знали”, что тоже классика). Итог — штрафные коэффициенты при плате за воздействие на среду. Разрабатывать ПДВ обязаны все предприятия 1–3 категории НВОС (негативного воздействия на окружающую среду). Если объект 3-й категории, расчеты касаются только веществ 1–2 класса опасности.

Какие предприятия попадают под это требование?

  • заводы и комбинаты;
  • аэропорты, ж/д вокзалы;
  • крупные торговые центры и офисные комплексы;
  • перерабатывающие предприятия.

Без согласованного проекта предприятие будет платить за выбросы по максимальному тарифу. А после первых двух кварталов таких платежей руководство обычно всерьез задумывается: “А может, все-таки оформить?!”

ПДВ, НДВ… да какая разница?

Если пытаться разобраться в терминах с позиции здравого смысла, то НДВ (нормативы допустимых выбросов) и ПДВ (предельно допустимые выбросы) — одно и то же, просто в разных нормативных документах закреплены две аббревиатуры. Почему так вышло?

Очередной привет от несовершенства российского законодательства. Главное, что проект разрабатывают с одной целью: определить, какие объемы выбросов завод или предприятие могут допустить, не нарушая допустимых нормативов загрязнения.

Что входит в состав проекта НДВ (или как мы считаем выбросы)

Структура документации стандартная, но если думаете, что это просто “пачка бумаг”, попробуйте однажды разобраться в расчетах рассеивания — гарантирую, скучно не будет.

Ниже сделал для вас табличку с перечнем разделов проекта НДВ (ПДВ).

РазделОписание
Общая характеристика предприятияВключает сведения о видах деятельности, технологиях производства, перечне производственных участков и характеристике месторасположения объекта.
Картографический и графический материалСодержит схемы с нанесением всех источников выбросов, включая их характеристики и расположение.
Ситуационный план районаОтображает размещение объекта НВОС относительно жилых зон, природных объектов и санитарно-защитных зон.
Характеристика объекта как источника загрязненияОписание технологии производства, используемого сырья, материалов, оборудования, режима работы предприятия и технологических процессов.
Расчёты рассеивания загрязняющих веществПроводятся с использованием специализированных расчётных комплексов, учитывают текущее состояние и перспективные изменения с фоновыми показателями.
Детальные расчёты загрязнения приземного слоя воздухаОпределяются уровни концентрации выбросов вблизи поверхности земли с учётом метеоусловий и особенностей местности.
План мероприятий по снижению негативного воздействияРазрабатываются меры по уменьшению выбросов загрязняющих веществ для достижения установленных нормативов НДВ.
Контроль за соблюдением НДВОписывается, какие органы или подразделения проводят мониторинг, методика контроля, периодичность проверок.
План-график контроля НДВОпределяет частоту измерений выбросов, перечень источников и методы отбора проб.
Расчёт выбросов при НМУ (неблагоприятных метеорологических условиях)Прогнозируется уровень загрязнения при неблагоприятных метеоусловиях, документ оформляется отдельным томом и проходит согласование.

Особое внимание уделяем разделу про неблагоприятные метеоусловия (НМУ). Многие его недооценивают, а зря! При тумане или штиле выбросы могут скапливаться у земли, и если расчет не учел такие периоды, предприятие может внезапно оказаться в зоне ответственности за превышение.

Как проходит согласование проекта?

После подготовки проекта он уходит на экспертизу (обычно в Центр гигиены и эпидемиологии или аккредитованные организации). Эта часть процесса та еще нервотрепка: эксперты проверяют корректность всех расчетов, полноту данных и соответствие нормативам СанПиН. Если где-то ошибка — проект вернут на доработку.

Если все нормально, следующий этап — подача документа на согласование в Роспотребнадзор. Они окончательно утверждают нормативы выбросов, а после этого можно сказать, что предприятие официально “разрешено” дышать.

Что дальше?

Для предприятий 1–2 категории НВОС разработка ПДВ — это только первый шаг. Дальше нужно подождать “вишенку на торте” — регистрацию этих нормативов в составе декларации о воздействии на среду (для 2-й категории) или получение комплексного экологического разрешения (КЭР, если предприятие 1-й категории).

Ну а для 3-й категории все проще — после согласования проекта нормативы сразу вступают в силу. Правда, будь у меня свой завод, я бы все равно держал расчеты под контролем: практика показывает, что любая ошибка в выбросах потом обходится слишком дорого.

Работа над проектом НДВ — процесс не быстрый и не самый простой. Но если сделать все правильно:

  • предприятие экономит на платежах за выбросы;
  • не получает штрафов (по крайней мере, за это);
  • не конфликтует с проверяющими органами.

Звучит логично? Да, но сколько раз мне приходилось объяснять это заказчикам… Впрочем, как в сложных РПГ — можно, конечно, броситься в драку без плана, но скорее всего придется перезапускать персонажа. Так и тут: если не продумал нормативы, жди проблем.

Разработка проекта НДС (нормативов допустимых сбросов)

   Время чтения 5 минут

Проект НДС: зачем он нужен и какой от него толк

Многие предприятия регулярно сбрасывают сточные воды с остатками сырья, реагентов и прочих “сюрпризов” прямо в природные водоемы. Это неизбежно — где производство, там и отходы.

Но если делать это без разбора, можно запросто нарваться на серьёзные штрафы или даже остановку работы. Чтобы этого избежать, нужен проект нормативов допустимых сбросов (НДС) — документ, регулирующий, сколько и чего можно сливать без превышения экологических нормативов.

Кто точно не обойдётся без проекта НДС?

Если у вас предприятие, которое хоть как-то связано со сбросами сточных вод, скорее всего, этот документ вам необходим. Особенно если:

  • ваш объект относится к I категории (то есть потенциально оказывает значительное воздействие на окружающую среду);
  • вы строите или уже эксплуатируете очистные сооружения на объекте II категории;
  • ваш объект попадает в III категорию, но сбросы всё равно требуют контроля.

Отдельная тема — централизованные системы водоотведения (городские и сельские). У них проект НДС оформляется в составе комплексных экологических разрешений (КЭР), потому что их загрязнители не всегда поддаются технологическому нормированию. Есть ещё предприятия, для которых невозможно в полной мере соблюсти нормативы (да-да, бывает и такое). В таких случаях регистрируются временно разрешённые сбросы (ВРС).

Какие документы понадобятся?

Чтобы разработать проект НДС, без бумажной волокиты не обойтись. Потребуются:

  • данные о предприятии (ИНН, ОКВЭД, адрес объекта);
  • информация по очистным сооружениям (если они есть);
  • координаты точек сброса;
  • заключения от контролирующих органов (Роспотребнадзор, Росрыболовство и т. д.).

Если вдруг у вас этого нет — придётся разбираться и собирать пакет. Без этих данных расчёты просто нереально провести, и тут никакие “приблизительные оценки” не спасут.

Разработка проекта НДС (нормативов допустимых сбросов)

Как это всё рассчитывается?

Процесс разработки проекта НДС включает несколько ключевых этапов:

  1. Инвентаризация источников сброса: определяем, откуда и с чем стекают воды.
  2. Аналитические расчёты: просчитываем состав сточных вод, разбираем максимально допустимые концентрации, анализируем влияние на водный объект.
  3. Согласование документации с контролирующими органами.
  4. Получение разрешения на сброс загрязняющих веществ.

Самое интересное — этап расчётов. Формулы тут не самые простые, учитываются куча переменных: дебит воды, фоновые концентрации, степень разбавления.

Состав проекта НДС

Разберем состав проекта нормативов допустимых сбросов. Для этого я сделал удобную таблицу с разделами.

РазделОписание
Схема (план) расположения предприятияОтображает местоположение предприятия, привязку к местности и водному объекту, в который осуществляется сброс сточных вод.
Схема сетей водоснабжения и водоотведенияПоказывает систему подачи и отвода воды, включая источники водоснабжения, точки сброса и очистные сооружения.
Информация о хозяйственно-бытовой и производственной деятельностиОписывает процессы, в результате которых образуются сточные воды, а также их состав и объёмы.
Данные об очистных сооружениях и качестве очистки стоковВключает описание методов очистки сточных вод и эффективность работы очистных сооружений.
Баланс водопотребления и водоотведенияОпределяет соотношение забора и сброса воды, помогает контролировать расход и потери воды на предприятии.
Информация о водном объекте (Росгидрометцентр)Данные о характеристиках водного объекта, принимающего сточные воды, предоставляемые государственными гидрометеорологическими службами.
Качество воды в контрольном створеАнализ состава воды в водоёме после сброса сточных вод за последний календарный год.
Протоколы качества сточных и природных водДокументированные результаты лабораторных анализов сточных и природных вод, подтверждающие их состав и уровень загрязнения.
Расчёты допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмовОпределение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, которые могут быть сброшены без вреда для экосистемы водного объекта.
Расход сточных вод по каждому выпускуФиксация объёмов сбрасываемых сточных вод на каждом выпуске.
Методы анализа состава сточных водОписание методик лабораторного анализа для определения концентраций загрязняющих веществ и свойств сточных вод.
Расчёт фактических сбросов за предыдущие годыАнализ динамики сбросов загрязняющих веществ и контроль соответствия нормативам за прошлые периоды.

Как долго действует проект НДС?

Обычно срок действия — 7 лет. В реальных условиях — пока не произойдёт что-нибудь из списка:

  • поменяется состав сточных вод;
  • изменится технология очистки;
  • в водоёме изменятся фоновая концентрация загрязнителей или экологическая обстановка.

Если что-то из этого случается — проект надо пересчитывать и заново проходить согласования. Затягивать с этим — себе дороже.

Что будет за нарушение нормативов?

Ответственность предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ), и там всё довольно жёстко:

  • От 20 000 до 100 000 рублей штрафа за несоблюдение экологических требований (Ст. 8.1 КоАП).
  • За искажение данных по загрязняющим веществам — до 80 000 рублей (Ст. 8.5 КоАП).
  • За нарушение правил охраны водных объектов — до 300 000 рублей (Ст. 8.13 КоАП).

И, конечно, никто не отменял риск приостановки деятельности. Как минимум, временно.

Игнорировать проект НДС, если ваш объект относится к 1-2 категории НВОС или имеет централизованный сброс, не лучшая идея. Это не просто формальность (простите, но “и так прокатит” здесь не считается аргументом). Расчёты, нормативы, документы — всё это нужно, если предприятие планирует работать без ежедневного страха перед проверками.

Отбор проб воздуха: методы и правила

   Время чтения 3 минуты

Отбор проб воздуха: когда и зачем он нужен

Отбор проб воздуха — вещь одновременно простая и сложная.
Простая, если делать формально: взял пробу, передал в лабораторию, получил цифры.

Сложная, если пытаться делать по уму: учитывать температурные градиенты, фоновые загрязнения, динамику ветра, тип сбросов и прочие “радости” инженерной экологии. Собственно, давайте разбираться, когда этот отбор вообще необходим и почему без него предприятие рано или поздно столкнётся с проблемами — будь то штрафы или реальные последствия для окружающей среды.

Когда без отбора проб не обойтись

Формально, если у компании есть стационарные источники выбросов, ей придётся озадачиться их контролем. Вообще-то это очевидно — мало ли что там выходит в воздух, пока никто не смотрит. Контролировать приходится разные типы воздуха:

  • в рабочих зонах — ну, чтобы работники, пардон, не дышали черт знает чем;
  • в закрытых помещениях — жилые и общественные здания тоже должны соответствовать нормам;
  • на границах СЗЗ (санитарно-защитной зоны) — чтобы проверить, не выходит ли вредное влияние за пределы дозволенного;
  • на источниках выбросов — этот пункт часто любят “упростить”, но реальный контроль тут критически важен.

Всё это, разумеется, проводится не просто так. Без регулярного отбора проб предприятие получает риск не только санкций, но и полного закрытия производства, если вдруг окажется, что оно приносит больше вреда, чем пользы. Был у меня случай, когда директор завода махнул рукой на мониторинг выбросов — в итоге штрафы перекрыли бюджет на модернизацию газоочистного оборудования. Итог предсказуем.

Основные требования к отбору проб

Процесс отбора проб не обойдется тем, чтобы “подставить банку и набрать воздуха”. Методика зависит от сотни факторов: агрегатного состояния загрязняющего вещества, фоновой концентрации, давления, температуры… и это только начало списка. Для отбора проб атмосферного воздуха обычно применяются два основных метода:

  1. Аспирационные — воздух пропускают через фильтры или сорбенты, которые потом анализируют в лаборатории. Метод хорош тем, что позволяет ловить газообразные загрязнители и мелкодисперсные частицы (PM2.5, PM10).
  2. Отбор в герметичные сосуды — когда загрязняющее вещество не взаимодействует со стенками сосуда. Газы берут в бутыли, камеры, шприцы — в зависимости от конкретного случая.

Для каждой категории объектов свои контрольные точки. На производстве — согласно плану ППК, в закрытых помещениях — по санитарным нормативам, в выбросах — исходя из схемы рассеивания загрязняющих веществ. Да и погодные условия вносят свои коррективы: скажем, при низком давлении выброс может вести себя совершенно не так, как при нормальных метеоусловиях.

Что дальше?

После отбора пробы отправляют в лабораторию. Там уже начинается магия аналитических методов:

  • Химический анализ (искать тяжёлые металлы, VOC, газы).
  • Микробиологический (грибки, бактерии — привет, синдром “больного здания”).
  • На содержание пылевых частиц (определяем, насколько воздух похож на коктейль из сажи и мелкой взвеси).

Расшифровка результатов — тоже отдельная история. Иногда цифры выглядят в пределах нормы, но при этом общий химический состав намекает: “Что-то здесь не так”. Опытный инженер сразу насторожится — значения могут соответствовать предельно допустимым, но эффект комбинации веществ никто не отменял.

И да, стоимость анализов всегда рассчитывают индивидуально. Факторов слишком много: количество точек, сложность исследований, используемые методы. Поэтому, если вам кто-то заранее обещает конкретную цену “за всё” — смело спрашивайте, не забыли ли они учесть полсотни нюансов.

Больше нет новостей :(