Что такое ПЛАРН?
ПЛАРН (план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов) — это документ, который описывает меры по предупреждению, обнаружению и ликвидации последствий разливов углеводородного сырья. Разработка ПЛАРН обязательна для всех предприятий, работающих с нефтью и нефтепродуктами, будь то добыча, транспортировка, хранение или переработка.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 2451, ПЛАРН обязаны иметь предприятия, где объём нефтепродуктов превышает 3 тонны на суше или 0,5 тонны на водных объектах. Даже небольшие дизельные генераторы и котельные, если они соответствуют этим критериям, должны разработать такой документ.
Недавняя катастрофа разлива нефти на черноморском побережье показала – ПЛАРН важнейший документ.
Одной из причин столь сильного загрязнения побережья как раз и явилось отсутствие оперативных мер по ликвидации разливов мазута, которые были приняты с большим опозданием – как итог, огромный удар по окружающей среде и миллиарды рублей убытков для всех: от отелей в Анапе до государственных структур, и это уже не говоря о бедных дельфинах.
Чтобы таких ситуаций избегать, а если они и произошли то оперативно ликвидировать последствия и разрабатывается ПЛАРН.
Когда разрабатывается ПЛАРН?
ПЛАРН разрабатывается до начала эксплуатации объекта или при изменении условий его работы. Например, если предприятие увеличило объём перевозимых нефтепродуктов или расширило свои мощности, план нужно пересмотреть и согласовать заново.
ПЛАРН разрабатывается:
- Если на объекте хранится свыше 3 тонн нефтепродуктов на сухопутной территории.
Если объект расположен на водных объектах (включая водоохранные зоны), и объём нефтепродуктов превышает 0,5 тонны.
Важно отметить, что ПЛАРН не требуется для объектов, которые не связаны с использованием нефтепродуктов в таких объёмах.
Например, небольшие заправочные станции или резервуары с жидкостями, не классифицируемыми как нефтепродукты, ПЛАРН не разрабатывают.

Структура ПЛАРН
Разберем структуру документа. Он состоит из шести разделов.
Давайте разберем их по порядку.
Начнем с вводной части.
В разделе указывают, кто разрабатывает ПЛАРН, какой объект эксплуатируется, где он находится и какие виды деятельности ведёт компания.
На практике именно с этой информации начинается анализ ситуации. Бывает, что документ отправляют на доработку, если, например, неправильно указано, что объект расположен вне водоохраной зоны, а фактически он находится прямо на берегу реки. Такие ошибки, кстати, любят находить инспекторы ю
Прогноз возможных источников и мест разлива
Здесь начинается самое интересное. В этом разделе указываются потенциальные места, где может произойти разлив нефти или нефтепродуктов. Это резервуары, трубопроводы, насосные станции, места перевалки. Также прогнозируют объём возможного разлива и направление его распространения.
Вот примерчик из моей практики (объекта, в разработке ПЛАРН, которого я участвовал) на объекте есть два резервуара по 5 тысяч тонн. Если случится разрыв одного из них, нефть может растечься на площадь до нескольких гектаров, а в случае подтопления попасть в грунтовые воды. Такие сценарии не просто прописываются — их рассчитывают, чтобы понимать, какие меры применять.
Сценарии аварий и меры по их ликвидации
Этот раздел — “сердце” ПЛАРН. Здесь описываются действия при разных сценариях аварий. Например, разлив при повреждении резервуара, утечка из трубопровода или авария на транспортном средстве.
Для каждого случая прописываются конкретные меры:
- изоляция источника разлива;
- локализация пятна нефти;
- сбор нефтепродуктов с поверхности;
- очистка загрязнённой территории.
Расчёты времени и ресурсов, необходимых для устранения разливов
Этот раздел показывает, сколько времени займёт ликвидация аварии и какие ресурсы понадобятся. Например, для разлива на площади 10 гектаров указывают объём сорбентов, количество боновых заграждений и технику, необходимую для сбора нефти.
Для сухопутных объектов норматив — до 6 часов на ликвидацию. На водных объектах сроки короче — максимум 4 часа. Если расчёты не соответствуют нормативам, план просто не согласуют. Кстати, о процессе согласования ПЛАРН мы еще обязательно поговорим.
Список задействованных аварийно-спасательных служб и их аттестации
Нельзя забывать, что ликвидацией аварий занимаются не только сотрудники предприятия, но и профессиональные аварийно-спасательные формирования (ПАСФ). В этом разделе указываются все привлечённые службы, их лицензии и данные об аттестации.
В ПЛАРН нужно прописать, сколько у такой службы спецтехники, какие специалисты работают, и какие средства существуют для локализации и ликвидации последствий разлива нефти.
Планы учений по ликвидации аварий
Этот раздел — ключевой для подтверждения готовности к действиям. Раздел включае к себят:
- расписание учений;
- сценарии, которые отрабатываются;
- перечень задействованной техники и персонала;
- отчёт по итогам учений.
Именно на основании этого раздела и проводятся учения. О них мы кстати еще поговорим.
Найдите подрядчика по разработке ПЛАРН
Оставьте заявку, указав необходимые вам работы по промышленной безопасности и с помощью нашего сервиса вы сможете бесплатно подобрать проверенного подрядчика.
Как утверждается ПЛАРН?
Процесс утверждения – целая цепочка действий, где придется сильно “запарится”. Пройти все круги ада. Уж надеюсь ничьи религиозные чувства я не задел.
Сначала ПЛАРН разрабатывается внутри компании или с привлечением специализированной организации. После этого он подписывается главным инженером или иным техническим руководителем предприятия , и только затем направляется в Росприроднадзор для согласования.
Для подачи плана используется портал «Госуслуги». Заявка должна быть подписана электронной подписью и содержать полный комплект документов, включая:
- копии договоров с аварийно-спасательными службами;
- данные о лицензиях этих служб;
- документы об аттестации сотрудников, участвующих в ликвидации аварий.
После подачи плана Росприроднадзор рассматривает его в течение установленного срока. Если замечаний нет, документ регистрируется, а данные вносятся в реестр ПЛАРН.
После согласования ПЛАРН в Росприроднадзоре “морокк” только начинается. И тут отмазки – дорогой, сегодня что-то голова болит, и я устала – не сработают.
Для согласования плана ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов требуется провести комплексные учения с участием МЧС, Росприроднадзора и других надзорных органов. А вернее сначала организовать учения, а потом пригласить на них все надзорные органы, разослав им официальные письма.
Только после успешного проведения учений и оформления заключения комиссия, план считается полностью утверждённым.
На практике, если учения проведены формально или документы были поданы с ошибками, план возвращается на доработку, что может затянуть процесс на месяцы.
Кроме того, по моему опыту (не хочу обидеть коллег из МЧС, в молодости я успел пару лет поработать в данном ведомстве), но часто представители МЧС «валят» Заказчиков на этапе учений, как профессор нерадивых студентов на экзамене. Например, придираются к последовательности действий, которые проводят для локализации последствий.
Поэтому совет: подойдите к утверждению серьёзно, чтобы избежать “сюрпризов” и не затягивать сроки.
В первую очередь необходимо выбрать надежную организацию, которая разработает ПЛАРН.