Производственный экологический контроль: зачем он нужен и как его правильно организовать
Любая промышленная деятельность, хотим мы этого или нет, оставляет след в окружающей среде. Законодательство заставляет предприятия минимизировать вред, а надзорные органы регулярно проверяют, насколько добросовестно соблюдаются экологические требования. И вот тут в дело вступает производственный экологический контроль (ПЭК). Без него предприятие в зоне риска — штрафов, предписаний, а в худшем случае и приостановки деятельности.
Цели и задачи ПЭК
Проще говоря, ПЭК — это система мониторинга, которая позволяет не допускать превышения нормативов вредных выбросов, сбросов и отходов. Если на предприятии есть выбросы в воздух, сбросы в воду, образование отходов — про ПЭК забывать нельзя.
В рамках ПЭК предприятие обязано:
- контролировать выбросы и сбросы;
- вести учет отходов и соблюдения лимитов их размещения;
- проверять состояния природоохранного оборудования (газоочистки, локальные очистные сооружения и т.д.);
- следить за эффективностью работы лабораторий, которые проводят анализ проб;
- своевременно отчитываться в надзорные органы.
Кто-то может сказать: “Звучит как формальность”. Но нет, это практический инструмент для предотвращения штрафов и экологических проблем.
Что должно быть в программе ПЭК?
Сама программа ПЭК — это документ, который прописывает порядок проведения экологического контроля, расписание измерений и перечень ответственных лиц.
В ключевых разделах должна быть указана следующая информация (ниже сделал таблицу с разделами ПЭК):
Раздел | Описание |
Общие положения | Включает наименование и реквизиты юридического лица или ИП, данные о постановке объекта на государственный учёт, информацию об ответственном за подготовку отчёта и дату утверждения программы. |
Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух | Указываются дата последней инвентаризации выбросов, причины корректировки, показатели массы выбрасываемых загрязняющих веществ по каждому источнику и в целом по объекту. |
Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду | Описываются источники сточных вод, их учёт, реквизиты договоров на водопользование, объёмы и масса сбросов загрязняющих веществ по каждому выпуску стоков. |
Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения | Указывается перечень отходов, образованных в ходе деятельности, их классификация по федеральному классификатору, процессы образования и классы опасности. |
Сведения о побочных продуктах производства | Перечисляются виды побочных продуктов, их объёмы за год, периодичность образования, планируемые сроки использования и другие характеристики. |
Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за ПЭК | Указываются структурные подразделения, источники выбросов, периодичность контроля, методы отбора проб, используемые методики и измерительные приборы. |
Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях | Описываются лаборатории, аккредитованные в национальной системе аккредитации, привлекаемые для проведения экологического контроля. |
Сведения о периодичности и методах осуществления ПЭК | Включает план-графики контроля, перечни нормативных документов, методики измерений, места отбора проб и сроки выполнения мероприятий. |
Правила составления вроде четкие, но… знаете, как бывает? Можно сесть, “для галочки” написать программу и положить ее в стол. А можно подойти с умом, чтобы это реально помогало избежать претензий со стороны Росприроднадзора и снижать затраты на природоохранные мероприятия.
Кому нужна программа ПЭК?
Если предприятие относится к I, II или III категории НВОС, то без ПЭК никуда. Это касается заводов, предприятий энергетики, переработки, химической промышленности, логистических хабов и даже крупных агрохолдингов.
Под контроль попадают:
- источники выбросов (трубы, вентиляционные выбросы, факелы сжигания газа и т.д.);
- места сбросов сточных вод;
- площадки накопления отходов (полигоны, хвостохранилища, шламонакопители);
- территории, на которых ведется хозяйственная деятельность.

Законодательная база
Вся эта история не просто чей-то каприз. Разработка программы ПЭК продиктована достаточно жесткими нормативами:
- ФЗ-7 “Об охране окружающей среды” (ст. 67, 68);
- ФЗ-96 “Об охране атмосферного воздуха”;
- ФЗ-89 “Об отходах производства и потребления”;
- Водный кодекс РФ;
- Приказ Минприроды РФ № 74 от 28.02.2018 (он как раз и устанавливает требования к ПЭК).
Кто утверждает программу?
На большинстве предприятий программа ПЭК подписывается директором, без необходимости отправлять ее в Росприроднадзор. Но если объект относится к I категории НВОС, тогда согласование обязательно в рамках Комплексного экологического разрешения (КЭР).
А вот отчеты по ПЭК все подают. Каждый год, до 25 марта, отчеты должны быть направлены в надзорные органы в бумажном или электронном виде с электронной подписью. Кстати, в реальности эти отчеты могут стать геморроем, если в течение года не вели нормальный учет. Поэтому некоторые предприятия потом судорожно ищут лаборатории и экологов, которые помогут “разрулить” ситуацию…
Срок действия и корректировка
Программа ПЭК действует без ограничения, пока не изменяется производственный процесс. Если выбросы или сбросы выросли на 10% и больше, в течение трех месяцев программу нужно обновить. Формально это несложно, но если упустить этот момент, штрафы (а то и предписания приостановить работу) могут прилететь неожиданно.
Какие данные нужны для разработки?
В работе с ПЭК есть один важный момент — хороший исходный материал. Если нет четких данных, то можно “нарисовать” программу ПЭК, которая в реальной проверке рассыплется за пять минут.
Для нормальной разработки нужны:
- документы о регистрации предприятия и постановке объектов НВОС на учет;
- отчеты по инвентаризации выбросов, сбросов, отходов;
- данные о работе природоохранного оборудования;
- информация о лабораториях, которые проводят мониторинг и аналитический контроль;
- результаты измерений загрязняющих веществ.
Штрафы за отсутствие ПЭК
Если ПЭК нет или он существует только на бумаге, штрафов не избежать:
- ст. 8.5 КоАП РФ — до 80 000 рублей для юрлиц и до 6 000 рублей для должностных лиц;
- ст. 8.1 КоАП РФ — до 100 000 рублей для юрлиц и до 5 000 рублей для должностных лиц.
Но штраф — это еще полбеды. Хуже, если инспектор обнаружит серьезные нарушения и предприятию влепят предписание о приостановке работы. Исполнять его придется, а это простой производства, срыв контрактов и репутационные потери.
Стоит ли поручить ПЭК внутреннему экологу?
На бумаге кажется, что разработка программы ПЭК — не самая сложная задача, и штатный эколог справится. В теории — да, а на практике… Вспоминаю случай, когда на одном объекте эколог просто скопировал свою же прошлогоднюю программу, не поправил данные по выбросам, и на проверке это вскрылось. Итог — штраф и проблемы с отчетностью.
Если предприятие серьезно подходит к экологическим вопросам, логично подключать внешних специалистов — особенно если объект I или II категории НВОС с высокой нагрузкой на окружающую среду.